В Большешуструйском сельском клубе Атюрьевского района есть свой уголок истории – небольшой мини-музей, в котором представлены различные предметы быта и обихода наших бабушек и дедушек. Да, среди этих экспонатов нет совсем уж старинных и древних вещей, но даже те, которые представлены, уже стали или становятся частью истории и жизни 20-го века.
«Мы благодарны нашим односельчанам, что они передали в дар нашему мини-музею эти предметы, которыми пользовались они сами или их родители и родственники, – говорит заведующая структурным подразделением Большешуструйского сельского клуба Роза Сяитьевна Макарова. – С каждой вещью связано что-то свое, личное. И каждая из них может многое «рассказать» о том времени. Недавно наши экспонаты стали частью флешмоба «Бабушкин сундучок», который проходил в социальной сети. Он был посвящен старинным вещам и семейным реликвиям. Роза Сяитьевна Макарова рассказала нам о том, какие экспонаты собраны на сегодняшний день в их интересной коллекции.
- Посмотрите, какие замечательные сапожки есть в нашем мини-музее – три пары!  - говорит Роза Сяитьевна. – Их нам передали Хадича Хакимовна Асинчикова, Ракия Абдурахмановна Инелеева, Рафика Ибрагимовна Таирова. Коричневые сапоги стоимостью 14 рублей когда-то привезла из Казани учительница нашей школы Саидя апа Теркулова по просьбе Рафики Ибрагимовны. . Другая пара - голубые сапожки. Они бережно хранились, завернутые в материю, в комоде и принадлежали Хадиче апе Асинчиковой. Передавая их мне, она добавила, что пусть они будут напоминать о ней. А обувь также была куплена в Казани – за 46 рублей.
Роза Сяитьевна добавляет, что житель Большого Шуструя Шамиль КабировичВяльшин передал для сельского мини-музея несколько предметов – чайник, лапти, ведро, керосиновую лампу.
- Чайник вроде и обычный, но ему уже много лет. Им пользовалась в своем хозяйстве мама Шамиля Кабировича. Он давно на пенсии, 40 лет проработал на тракторе, хорошо играет на гармони. У него девять внуков. Очень доброжелательный и веселый человек. Жители нашего поселения услышали от него музыкальное поздравление с Новым годом, которое он передал через соцсети, исполнив «Авыл көйляре». Ведро в мини-музее – необычной формы. Раньше такие ведра – прямой конструкции – были, наверное, у всех сельчан. А вот керосиновые лампы у многих жителей сохранились (висят в сараях и гаражах) и ими даже иногда пользуются по назначению.
Моя собеседница вспоминает, как нередко приходилось учить уроки при свете керосиновой лампы. Случись буран, гроза, ливень, и электричество в домах надолго отключалось. Вот тогда и спасала от тьмы керосиновая лампа. В местном магазине люди впрок запасались расходными материалами – стеклянными колбами, керосином.
Халидя Загидулловна Заитова, которая много лет проработала заведующей клубом, подарила ухват, имевшийся в каждом доме, когда было печное отопление. Фатиха апа Старкова из Усть-Рахмановки, которая входит в Большешуструйское сельское поселение, отдала плюшевый ковер с оленями, который тоже стал историей. Согласитесь, что именно такие вещи дарят нам теплые воспоминания.
Есть в экспозиции мини-музея и предметы, которыми пользовались в семье Розы Сяитьевны. Например, швейная машинка, которая в послевоенное время, пожалуй, имелась в каждой семье. Ведь в магазинах выбор был небольшой, а одеваться красиво хотелось всегда.
- Моя мама Мершидя Загидулловна Макшаева приобрела швейную машинку в начале 60-х годов на «декретные» деньги, когда родился мой старший брат. В то время в наших магазинах трудно было найти хорошие ткани, поэтому их присылали родственники из Донецка. Мама всё шила сама, как и многие хозяйки тогда. В колхозе она была передовой дояркой, в ее группе насчитывалось 50 коров, которых она доила три раза в день.  
Роза Сяитьевна Макарова передала в мини-музей самовар, из которого пили чай в их семье. Она напомнила, какое важное, можно сказать, почетное место занимал этот предмет на столе в каждой татарской семье.
- Воду в таких самоварах грели углем, который доставали из печки-голландки, - рассказывает она. – При необходимости уголь тушили, сушили, а затем вновь разжигали при помощи лучины. Вода в самоваре долго не остывала. Особая прелесть была в том, что чай разливался по чашкам сразу за столом. Если проводились хатемы с большим количеством гостей, то спрашивали самовары у соседей, и тогда сразу разогревались 3-4 самовара. А какой аромат шел по улице от самоваров! Кстати, в самоварах варили и яйца. Этой же водой потом заваривали чай, который считался особенно полезным.
Настоящий раритет коллекции – прялка простой конструкции («каба») еще довоенной поры.
- Благодарим Сафию Амрулловну Лаишеву, старейшую жительницу Большого Шуструя, которая сделала такой подарок, - говорит Роза Сяитьевна Макарова. -  Она пряла шерсть на этой прялке, обвязывала всю семью. Она вырастила пятерых детей. Сейчас ей 92 года. А Румия Ахметхалимовна Мусина передала в дар корыто для стирки («тигяня»), которым пользовались в семье свекра. В корыте у речки стирали белье. Она также отдала самоварную трубу, старинный утюг.
Большешуструйское сельское поселение – многонациональное: в татарском селе живут и русские, и мордва-мокша. Мокшане также участвуют в пополнении коллекции мини-музея. Например, когда-то в семье Екатерины Петровой пользовались ступкой для измельчения крупы («киле»), чтобы потом готовить знаменитые мордовские пшенные блины. А в семье Василия Константиновича Мустайкина в хозяйстве имелась ручная мельница для помола зерна.
- По-татарски в старину ее называли «тирмян», - поясняет Роза Сяитьевна. – Такие вещи имелись не в каждом доме. Когда соседи просили  смолоть зерно, то хозяин оставлял горсть смолотого зерна себе. Такие были обычаи.

Альбина Давыдова