Осенью нынешнего года в нашей стране пройдет Всероссийская перепись населения, из результатов которой мы узнаем о численности населения в стране, национальном составе и многом другом. Но татар Мордовии, так же как и татар по всей России интересует, другой вопрос - сколько же нас. Стало нас, татар, меньше или больше?
Стоит отметить, что перед предстоящей переписью в СМИ и социальных сетях вновь активизировались те, кто пытается разделить единый татарский народ на этнические группы. Считается, что татары Мордовии, как и татары из других близлежащих регионов, – мишари. И эти активисты убеждают нас записаться в ходе переписи именно мишарями, а не татарами.

Однако мишари – это тоже татары! Да, у нас есть свои уникальные особенности: в языке, кухне, национальных костюмах, культуре, обычаях и традициях, но мы, мишари, - часть татарского народа. У всех татар общий язык, ну пусть существует множество разных диалектов, они делают его только красивее, богаче, колоритнее. Несмотря на разницу диалектов, татарин всегда поймет татарина, если каждый из них будет говорить на родном языке.
Подчеркну, что татары Мордовии не называют себя мишарями, так нас называют татары казанские, будто желая отстраниться, дистанцироваться от нас. Этому способствуют и ученые, которые якобы в научных целях готовы разделить в ходе переписи большой татарский народ на много этнических групп. Например, Научно-исследовательским институтом этнологии и антропологии  РАН был подготовлен даже «перечень национальностей и этнических групп для разработки материалов Всероссийской переписи населения 2002 года». В данном документе предусмотрено разделение татар на 9 этнических групп. Тогда против этого решительно выступила татарская интеллигенция по всей России.
Именно поэтому нам, помня о богатой истории и культуре татар, к созиданию которой наши предки также причастны, стоит во время переписи населения записаться именно татарами, а не мишарями, тептярями, нагайбаками, кряшенами…
А вот мнение представителей татарской общественности Мордовии о том, кем мы являемся.
Надия Азисова, председатель правления Региональной национально-культурной автономии татар Республики Мордовия «Якташлар», кандидат социологических наук:
- В этом году нам всем предстоит принять активное участие во Всероссийской переписи населения. Именно активное, чтобы подтвердить свое место в национальном составе России.
Что нам показывают результаты переписи? Сколько нас русских, татар, мордвы, чувашей, представителей разных национальностей, насколько мы знаем свой язык, какой уровень жизни, какое количество детей в каждом домохозяйстве и многое другое.
Я каждый раз с нетерпением жду результаты Всероссийской переписи. Интерес огромен, нас стало больше или меньше? Какое место мы занимаем на этнической карте России, Мордовии?
Татары являются второй по численности национальностью России из более 190. Вдумайтесь только, мы входим в семерку народов Российской Федерации с численностью населения более 1 миллиона человек (русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы и армяне). Наша задача сохранить и преумножить то, что нам досталось от наших дедов и прадедов: язык, культуру и традиции своего татарского народа, и, конечно же, численность. Традиционно, татарские семьи были многодетные, религиозные, относящиеся с огромным уважением к старшим и любовью к младшим.
Татары – единый и неделимый народ, который различается разными диалектами, местом проживания, некоторыми традициями и обычаями, которые сложились на той или иной территории.
До поступления в Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева на специальность «История» в 1987 году я даже не подозревала, что на территории Мордовии живут татары-мишари. Потому что ни в семье, ни в школе никто не заострял на этом внимания. Мы росли и знали, что мы татары. Это позже я узнала, что ученые нас подразделяют на разные группы: касимовские, астраханские, сибирские, крымские, чокающие и цокающие (по диалекту) и другие. Так, на территории Республики Мордовия проживает лямбирская и темниковская группа татар, которых различает разговорная речь. Это представляет интерес для историков, лингвистов, но не более чем. Мы – единый народ, со своей богатейшей историей, причем не нужно забывать, что татары Мордовии – это коренные жители, которые дали всему татарскому миру таких замечательных людей, как Хади Такташ, Абдрахман Абсалямов, Шариф Камал, Ахмет Симаев, Али Акиш и других. Больше половины представителей княжеских татарских родов вышли из мордовской земли. Нам есть чем гордиться, что ценить и беречь!
Поэтому в ходе предстоящей переписи населения нам необходимо записаться только татарами, не делясь на разные группы и общности. И родным своим языком указать татарский, даже если вы знаете только несколько слов, но таких родных и близких – әни, әти, рәхмәт.
Татары Мордовии – единой России частичка, со своим прошлым, настоящим и будущим.
Руслан Агишев, кандидат исторических наук:
- Призывы считать татар-мишарей отдельным народом, значительно отличающимся, собственно, от остальных татар, звучали еще в советские годы. Ученые, споря между собой, возводили их происхождение то к буртасам, то к мещёре, то к кыпчакам, то к золотордынцам. Ясность в этом вопросе отсутствует и в настоящее время.
Признавая некоторые различия в культуре, традициях и обычаях татар разных регионов России, замечу тем не менее, что мишари являются неотъемлемой частью татарского народа. Мишари - это субэтнос татарского народа. Нас объединяют не только общие исторические корни и длительная история существования в рамках единого государства, но и самоощущение в качестве единой национальной общности. Встречаясь с татарами, например, Казани, Уфы, Москвы и замечая некоторые особенности их жизни (в одежде, пище, семье и т.д.), мы все равно в них видим представителей одной с нами нации. Такие же чувства испытываешь, слыша в чужом городе родную речь или видя надпись на чьей-то футболке «Я - татарин».
Вообще-то, мне кажется довольно странной сама постановка вопроса о разделении. В нашей стране мы слишком часто делили друг друга: на белых и красных, на коммунистов и демократов, на правильных и неправильных и т.д. В ответ история на каждом временном этапе нам доказывала, что разделение по любому признаку - расовому, этническому, материальному, культурному или какому-то иному - ни к чему хорошему не приводит. В связи с этим хочется сказать, что мы, татары, едины своей историей, культурой, традициями и верой. Нас слишком мало, чтобы позволять себя разъединять.
Тимур Чугунов, предприниматель, активист молодежного крыла РНКАТ РМ «Якташлар»:
- Я бы сказал, что татары, которых называют мишарями, в большинстве своем вообще не знают, кто такие мишари. Подобного рода разделение - это вопрос, волнующий в большей мере интеллигенцию.
В свое время я проводил много различных опросов, в частности, попадая в татарские села, спрашивал у местного населения, знают ли они, кто такие мишари. И почти все отвечали, что понятия не имеют. А когда я говорил им, что они и есть мишари, то некоторые даже обижались, гордо отвечая: «Мин татар, а никакой ни мишарин!»
По своему личному опыту могу сказать, что до поездок в Казань был глубоко убежден, что я и есть самый настоящий татарин. И только в столице Татарстана начал сталкиваться с термином «мишар» и разделением татар на этнические группы. Порой казанские татары с пренебрежением говорили, что настоящие татары - это они, а не какие- то мишари.
Однако те, кого называют мишарями, жители Мордовии, Нижегородской и Пензенской областей, Чувашии, других регионов убеждены, что они татары, а к слову «мишари» относятся как к кушамату - прозвищу.
Лично я спокоен перед предстоящей переписью населения, мое окружение, мои знакомые, мои родные - все мы запишемся татарами.

Эльвира Баляева