В конце прошлого года живущие в Казани уроженцы Кадошкинского и Лямбирского районов Мордовии Р. Долотказин, С. Абаева, Ф. Ямбушев, К. Долотказин получили медаль «Дети войны», учрежденную Мордовским республиканским общественным движением «Дети войны». В красивой по форме медали заключен большой социально-нравственный смысл, и она учреждена на нашей малой Родине – любимой Республике Мордовия. От имени казанцев выражаю огромную благодарность Председателю Совета движения Серафиму Григорьевичу Евсюкову. Большое спасибо, зур рахмат!
Никогда не забываю, что принадлежу поколению детей Великой Отечественной войны, которые, рано повзрослев, нашли свое место в трудовой и иной полезной деятельности в тылу. Воспоминания детские (радостные и грустные) закреплены в памяти. Великая Отечественная война в моей детской памяти осталась печальной картиной: большое черное облако покрыло все небо страны на целых четыре года. Весенним майским утром сорок пятого черные тучи, наконец, ушли, рассеялись. Была теплая солнечная погода, стоявшая у кровати мать произнесла: «Сынок, вставай, победа!». У двухэтажного здания начальной школы (Айса мәктәбе) радостные учащиеся и учителя пели-плясали, в этот день занятий не было.
В военные годы людям жилось очень трудно. Нередко бывали случаи, когда многодетные семьи оставались без кормильца после гибели отца на фронте, дети ходили по дворам, просили милостыню. В нашу деревню Большая Поляна (Иса авылы) ныне Кадошкинского района такие дети приходили и из других районов. Осенью 1941 г. и осенью 1942 г. в нашу деревню приезжал подросток 14-15 лет по имени Шахиазан. На его красивом восточном лице начинает расти борода. Он напоминает героев кинофильма «Тахир и Зухра». У колодца на улице Кызыл Яр собрались женщины, дети. Шахиазан декламирует: «Гитлер сидит на диване /, Плетет лапти языком /, Чтобы вшивая команда / Не ходила босиком». Женщины дают ему по несколько картофелин, по небольшому кусочку хлеба. Он бережно кладет их в свой мешочек. Говорит: прочту стихотворение на татарском языке, если дадите еще немного картошки. Читает: «Су буенда сукыр Гитлер / Чабатасын киптерә. / Безнең кызылармеецлар/ Пулеметтан сиптерә». Больше Шахиазан к нам не приезжал. Говорили, что он из Татарской Пишли, сирота, ушел на фронт, стал сыном полка.
В школу мы поступили в 1943 г. Уже были разгромлены немецкие войска под Сталинградом, одержана победа в величайшем танковом сражении на Курской Дуге. Мы хорошо знали об этих событиях. В классе наша учительница Сагадат апа Ахунова показала, кто с кем и за какой партой будут сидеть на уроках. Нам с Зиннатом Горчаковым досталась вторая парта в первом ряду. Через три месяца семья Ахуновых уехала в Среднюю Азию. Учительницей класса стала Рашида Аминовна Капкаева.
В годы войны и в послевоенные годы занятия начинались с обязательного исполнения Гимна Советского Союза или другой патриотической песни. Надо было слышать, как тридцать полуголодных и одетых в старые телогрейки мальчиков и девочек поют хором «Священную войну»! Такие дети не могли не стать настоящими патриотами.
Нас, школьников, привлекали к различным видам общественно полезной работы. В конце августа – начале сентября 1944 г. мы, девятилетние мальчики, сопровождали обоз нового урожая колхоза им. Нариманова в районный центр Кадошкино. Основными грузчиками были колхозницы-женщины и несколько вернувшихся из госпиталя солдат. В 1944-1945 годах летом наш класс вместе с другими учащимися и учителями участвовал в облаве на волков в Кадошкинском лесу.
Посильную работу мы выполняли в период сенокоса, во время уборки урожая (молотьба зерна на току). Сеялка, веялка, молотилка, жатка, «лобогрейка» для нашего поколения были не просто экономические категории «сельскохозяйственные орудия и средства производства». Мы реально помогали взрослым колхозникам приводить в движение всю эту «технику» во имя получения хорошего урожая. Хлеб так нужен был фронту и тылу!
В послевоенные годы, когда нам было уже по 14-17 лет, во время школьных каникул наряду со взрослыми колхозниками выполняли почти все виды сельскохозяйственных работ. Часто с большой теплотой вспоминаю одного из лучших трактористов колхоза Амина абый Батыршина, у которого во время осенне-полевых работ был сеяльщиком несколько лет. Ветеран труда Абдрахман Салихович Долотказин на телеге подвозит мешки с семенами, наполняем ими сеялки. Гусеничный трактор трогается с места. Борьба за новый урожай начинается. Во время небольших перерывов втроем беседуем о прошедшей войне, колхозных делах.
Директор школы Мухаметша Умярович, один из основателей династии учителей Капкаевых в Большой Поляне, говорил: «Дети, на фронте и в тылу советские люди испытывают большие трудности. Мы выдержим это испытание. Нужно хорошо учиться и помогать старшим на колхозном поле, на фермах».
Мне, бывшему преподавателю вуза, понятно, что означали тогдашние слова участника войны, получившего ранение в первые же месяцы и вернувшегося в родную школу, мудрого педагога-организатора Мухаметши Умяровича. На взрослом, научно-педагогическом языке это означало необходимость привлечения учащихся к общественно-полезному труду, важность придания содержанию обучения и воспитания более практического характера. Такая работа советской школы полностью оправдала себя.
Мы, одноклассники – друзья, строго выполняли советы любимого директора. Считаем, что стали достойными гражданами страны. Вяли Тумпаров стал полковником в системе государственной безопасности, Мухамеджан Тумпаров, Рустам Долотказин, Фарит Капкаев были передовиками сельскохозяйственного производства, Зиннат Горчаков успешно трудился в системе потребкооперации, ваш покорный слуга занимался наукой и обучением студентов.
Борьба советских людей с фашистскими захватчиками потребовала усиления военно-патриотического воспитания детей и взрослого населения. Подвиг и героизм на фронте и в тылу приняли массовый характер. Не случайно военно-патриотическое воспитание историки и педагоги справедливо называют важнейшим фактором, обеспечившим Великую Победу.
Передовой опыт военно-патриотического воспитания и обучения широко использовался в послевоенные годы. В старших классах проводились занятия по военному делу. Вел их участник войны, хорошо знающий свой предмет и добрый Али Хамзинович Тумпаров. Тактико-технические данные стрелкового оружия, орудий, боевых машин, особенности живой силы нашей армии и возможного противника – все это и сегодня помню. Такие уроки мне нравились, знания, полученные на них, пригодились в Казанском университете, где имелась военная кафедра. Мы по специальной программе изучали военные науки, летом в лагерях проходили практику. Будучи офицером запаса, несколько раз участвовал на офицерских сборах.
Таковы воспоминания одного из представителей поколения детей Великой Отечественной войны.

Карим Долотказин