Многие татарские села нашей республики имеют весьма богатую историю. Одно из таких – Нижний Пишляй Атюрьевского района. Отрадно, что многие факты из истории родного села знают старожилы. Жители Нижнего Пишляя гордятся своей историей и любят рассказывать ее приезжим. Что-то из этого правда, что-то, возможно, легенда, передаваемая из поколения в поколение. Но все же, давайте попробуем разобраться. Первое упоминание о Нижнем Пишляе в документальных источниках относится к 1682 году. В это время служилым рубежчикам Такташу Забахтееву, Бегишу Урманчееву, Исеняку Ишмакаеву и другим были пожалованы земли в пишляйском поле. И вот в нынешнем году селу исполняется уже 335 лет. По переписи 1745 года на реке Пишляй, название которой переводится как «речка, ручей в липовом лесу», имелось две татарские деревни. В Верхнем Пишляе было 35 мужских душ, в Нижнем Пишляе – 69. В 1866 году в Нижнем Пишляе имелось 95 дворов с числом жителей около 900 человек.
Сейчас о стародавних временах в Пишляе напоминают старая деревянная мечеть, заброшенный кулацкий дом и высокий холм-курган Батыр-Тау (Богатырь-Гора), которая ждет обследования учеными.
До 1917 года в Нижнем Пишляе активно функционировало большое медресе на 500 ученических мест. Из медресе выпускались религиозные служители и проповедники Ислама. Помимо основ Ислама там изучались арабский язык, литература, история и культура Ближнего Востока. Кроме пишляйских ребят – выходцев из богатых семей, в этой школе училось много подростков из Большого Шуструя, Усть-Рахмановки, Старого Аллагулова, Татарских Юнок, Тархан и других татарских сел. Здесь в свое время учился и известный татарский поэт Хади Такташ (Хади Хайруллович Такташев, 1901 - 1931), уроженец села Сургодь ныне Торбеевского района. После революции 1917 года в здании медресе была основана советская общеобразовательная школа, которая работала еще 20 лет. В 1937 году медресе полностью сгорело во время пожара.
Вот как об этом вспоминает один из старожилов Нижнего Пишляя 86-летний Фярит Хусаинович Урманчеев:
- Медресе располагалось примерно в 70 метрах от того здания, где сейчас находится местная мечеть. Пожар случился в феврале 1937 года. Мы с моим старшим братом были еще детьми, но, как и многие жители села, выбежали на шум, который доносился со стороны медресе, посмотреть, что же случилось. Когда прибежали, то увидели, как полыхает школа, а рядом с ней горят верхушки яблонь. Огонь был такой силы, что в прилегающем к зданию школы яблоневом саду выгорели все деревья. К сожалению, пожар полностью уничтожил тогда это историческое строение.
Сейчас, по воспоминаниям очевидцев тех событий, сельчане рассказывают, что пожар произошел по вине пожилого кочегара. Морозы тогда были сильные, и он, по указанию вышестоящего начальства, к приходу учеников растопил печь посильнее. Система отопления, уже старая к тому времени, не выдержала и через трубу на крышу полетели искры. А много ли надо, чтобы загорелось старое деревянное здание?
Вообще в Нижнем Пишляе и его округе сохранилось много исторических зданий. Например, в числе брошенных в селе внушительного вида строение из красного кирпича. Еще до революции в нем располагался банк одного из зажиточных жителей села. Интересно, что здание школы в соседнем с Пишляем селе Стрельникове – это усадьба сына действительного статского советника Николая Алексеевича Кулунчакова – Алексея. Здесь же сейчас находится и администрация Стрельниковского сельского поселения Атюрьевского района, в которое входят и два татарских села Нижний и Верхний Пишляй. Строился дом князя Кулунчакова по немецкому стилю архитектуры с двумя парадными подъездами, двумя балконами и стеклянной верандой. Строительство продолжалось пять лет и полностью закончилось в 1910 году. Семья князя Кулунчакова проживала здесь до 1919 года. Потом, по решению советской власти, он и другие помещики были сосланы в Темников, а затем выселены в различные города и губернии. Их имущество было конфисковано. На сегодняшний день это здание является историческим архитектурным памятником не только районного, но и республиканского масштаба.
Еще одной исторической постройкой сельчане считают здание современной мечети. Она была открыта после капитального ремонта в 2012 году. Ранее это здание несколько десятилетий было заброшенным. Дом постройки конца 19 – начала 20 веков принадлежал одному из богатеев села. Раньше он был двухэтажным, а в подвале был оборудован колодец. Конечно, к моменту начала ремонта от здания оставался только фундамент и стены, но зато какие: стены дома были построены в четыре кирпича и достигают 80-90 сантиметров в толщину! Местный мулла Загидулла Каюмович Вергасов рассказал, что кто-то из местных жителей принес и подарил мечети старинный шамаиль, выполненный еще до революции. Шамаиль – это своеобразный феномен мусульманской культуры, вид изобразительного искусства. Выполненные тушью или печатным способом, масляными красками на стекле или холсте, вышитые на полотне, такие картины помещают в жилых домах над дверными проемами или в мечетях. Так вот шамаиль, который кто-то из пишляйцев бережно хранил долгие годы, теперь можно увидеть, посетив сельскую мечеть.
Конечно, история этого села богата и другими историческими памятниками и легендами, но и мы обязательно вам о них еще расскажем.

Эльвира Баляева