Недавно мне довелось побывать в одном из старейших городов Мордовии – Краснослободске, и не проездом, как множество раз до этого, а специально, чтобы встретиться и пообщаться с представителями мусульманской общины города.
Встретил нас новоиспеченный председатель мусульманской общины Краснослободска Амир Халилович Байкеев. Он рассказал мне много интересного об истории города и о том, как там поселились татары. Краснослободск расположен на левом берегу реки Мокша (приток Оки), в 107 км от Саранска. На сегодняшний день численность населения города составляет около 10 тысяч человек. Татар здесь примерно 150 семей.
Впервые в исторических документах Краснослободск упоминается в 1571 году как Красная Слобода – укрепление в системе обороны Московского государства от татар и ногайцев. В середине XVII века, уже утратив свое оборонное значение, слобода продолжала расти. К концу века здесь в основном проживали казаки и татарская сотня. В 1706 году Красная Слобода становится городом. В 1780 году город был переименован и получил название Краснослободск. В XVIII веке купцами Миляковскими здесь были построены чугуно-железоделательные и винокуренные заводы, благодаря этому в первой половине XIX века Краснослободск приобретает торгово-распределительные функции.
В XVII веке Великого государя дворцовая Красная Слобода была вотчиной матери царя Михаила Фёдоровича, известной в истории инокини Марфы Ивановны. Своё название – Красная Слобода получила по красоте окружающих её мест и природному богатству.
28 мая (8 июня по старому стилю) 1781 года Краснослободску был пожалован герб, описание которого гласит: «В серебряном поле четыре сливныя (сливовые) с плодами сплетенныя (сплетенные) ветви, в знак изобилия сего плода».
По словам старожилов города, в 1945 году в самом Краснослободске проживало всего 4 семьи татар. И именно в послевоенное время началось заселение города татарами. По словам Амира Халиловича, дело было так: жителям татарских сел Темниковского и Атюрьевского района для посевных работ и под сенокос были выделены земельные наделы в Краснослободском районе. Путь оттуда до Краснослободска неблизкий, особенно если учесть, что добирались люди либо пешком, либо, кто побогаче, на телеге с лошадью. Каждый день проделывать такой путь было проблематично, поэтому мужчины и женщины просто переезжали на свои наделы на время тех или иных полевых работ или сенокоса. Затем татары и вовсе целыми семьями стали перебираться поближе к своей земле, сначала жили там только с весны до осени, а затем многие решили обосноваться в городе насовсем, так в Краснослободске появились первые татарские семьи.
А неподалеку от города уже давно существует единственное в районе татарское село – Усть-Рахмановка. Считается, что оно было основано в XVI веке темниковскими служилыми татарами. В «Списке населенных мест Пензенской губернии» от 1869 года есть запись: «Усть-Рахмановка – деревня казенная Краснослободского уезда из 168 дворов и магометанской мечети». Названо по реке Рахманка, на которой село расположено.
В 1894 году здесь числилось уже 252 крестьянских двора и 1751 житель, а также две мечети и два учебных заведения. В 1913 году в селе появилась зарегистрированная мусульманская община, количество дворов увеличилось до 329 дворов, а численность населения до 1950 человек. Кроме того, в селе были три мечети, три школы, хлебозапасный магазин, своя пожарная машина, четыре ветряных мельницы, две маслобойки и просодранка, а также четыре кузницы и восемь лавок. А менее чем через двадцать лет, по неизвестной нам причине, село уменьшилось до 70 хозяйств, в которых проживали 396 человек. До 1954 года Усть-Рахмановка была центром сельсовета, объединившегося затем со Староавгурским в составе Старосиндровского, с 1960 года Краснослободского района. Жители села работали в колхозах «Юлдус» и им.Жданова.
На сегодняшний день село, можно сказать, вымирает. Там зарегистрировано чуть более 20 человек, а по факту постоянно проживают пожилые люди всего в 2-3 домах.
Официально зарегистрированная мусульманская община существует в Краснослободске с прошлого года, однако без оформления на бумаге она функционирует более 10 лет. Именно тогда несколько татар, давно знакомых друг с другом, решили приобрести часть дома в частном секторе города, чтобы создать в нем молельную комнату для проведения коллективных намазов в праздники Курбан-байрам и Ураза-байрам. Ведь мечети в Краснослободске нет и никогда не было. Решили и сделали. До этого многие мужчины ездили на эти праздники в родные села, расположенные в Темниковском и Атюрьевском районах. Теперь и у краснослободских татар есть место, где они могут вместе помолиться или просто собраться и обсудить тот или иной вопрос.
В день нашего приезда на пятничную молитву собрались всего шесть человек: Амир Халилович Байкеев, Фярит Хасянович Дашкин, Алим Шакирович Ямаков, Харис Шамильевич Булгаков, а также Зариф Рауфович Кучаев со своим сыном Рифатом. Постоянным посетителем пятничных молитв является и его старший брат Анвяр Рауфович, к сожалению, в этот день он прийти не смог. Обычно, по словам председателя общины, эта цифра колеблется от 5 до 10 человек, так как пятница все же рабочий день, и не каждый может покинуть свое рабочее место. А в праздники собирается более 50 человек.
Сейчас, по словам Амира Халиловича, с городской администрацией решается вопрос о предоставлении здания под мечеть или молельный дом.
- Пока молиться вместе с нами женщины не ходят, а хотелось бы приобщить и их. Молельный дом сможет служить также и местом, где люди будут просто собираться для общения, – рассказывает он.
Сейчас мужчины проводят джума (пятничные молитвы) и праздники в спартанских условиях: в помещении всего несколько стульев, полы покрыты покрывалами. Все это сделано и принесено руками тех, кто посещает молельный дом.
- Радует то, что с появлением этого помещения на праздники все меньше и меньше люди уезжают в близлежащие села, а могут помолиться здесь и отметить праздник вместе со своей семьей,- говорит председатель общины.
Татары не живут компактно в каком-либо из микрорайонов Краснослободска, они расселены по всему городу и, конечно, вносят свою посильную лепту в его экономическое развитие. Так, супруга Амира Халиловича Халидя Ислямовна работает главным врачом в филиале ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия в Краснослободском районе», некоторые из тех, с кем мы познакомились в день приезда – предприниматели.
К сожалению, как и во многих провинциальных городах, в Краснослободске нет хорошей работы с достойной оплатой, поэтому молодежь довольно часто трудится вахтовым методом в Москве и Санкт-Петербурге. Однако на постоянное место жительства там практически никто не остается, все возвращаются к своим семьям в ставшую родной Красную Слободу.

Эльвира Байбекова