Сегодня, в священный месяц Рамадан, мне вспомнились именно те татарские села, которые являются единственными в мордовских районах, находятся среди эрзянских и русских населенных пунктов и при этом успешно сохраняют свою национальную и духовную жизнь, свою самобытность. Например, село Татарский Умыс в Кочкуровском районе, где в эти дни многие его жители, следуя законам священного месяца, молятся, постятся, ходят в мечеть на намазы, а дома собирают гостей на ифтары.
Здесь активно почитаются и татарские национальные традиции. Уже много лет подряд проходит сельский Сабантуй. Национальный праздник, совмещенный с Днем села, ярко свидетельствует о том, что этот населенный пункт, хотя и уменьшается в численности, тем не менее, сохраняет татарский язык, татарские народные традиции. Более того, местная интеллигенция по крупицам воссоздает традиции родного народа. Сельский Сабантуй в Татарском Умысе проходит задушевно и просто – на фоне живописной природы, на благоухающей траве, в окружении зеленых деревьев. Гостей встречают с хлебом-солью и хворостом по-татарски. А среди гостей – и мордва, и русские.
Помнится, на первых сабантуях было так: в самом начале праздника, по давней традиции, был назначен «башкода» (главный сват, а в данном случае тамада) – имам местной мечети и идейный вдохновитель праздника Рафаэль Манюров, которого одели в национальный халат, обвязали кушаком и вручили длинный посох. Тогда, открывая Сабантуй, «башкода» выразил благодарность далеким предкам, которые выбрали для постоянного жительства эти живописные места, а также прочитал отрывок из знаменитой поэмы Габдуллы Тукая «Шурале» с описанием Кырлая. Рафаэль-хазрат обратил внимание на то, что и Татарский Умыс своими живописными, почти сказочными лугами, полями, лесами, ягодными местами похож на тукаевский Кырлай. Отрадно, что Татарский Умыс ощущает свою искреннюю связь и со всем огромным и древним татарским миром
А связь с родным селом не прерывают и те его уроженцы, которые уехали жить в другие места. Часто навещают родину, деятельно участвуют в различных сельских проектах. Каждое лето в родном селе проводит и Роза Мясаутова, ныне живущая в Москве. Несколько лет назад на Сабантуе она спела трогательные татарские песни, одна из них – «Ымызым» (Мой Умыс) была посвящена малой родине, ненаглядным березкам и рябинам, которые никогда не перестают звать человека в отчие места. Не случайно и национальная культура народа имеет глубинную связь с землей. Заметим, что летом в Татарском Умысе становится многолюдно: на это время на малую родину из городов возвращаются многие уроженцы села со своими детьми и внуками. Некоторые из них участвуют и в художественной самодеятельности села.
Например, и за тесную культурную связь с родным селом Татарский Умыс и с родной республикой Нурджиган Симаева, ныне живущая в Москве, получила почетное звание заслуженного работника культуры Мордовии. Награда ей была вручена Главой республики Артёмом Здуновым на Всероссийском сельском Сабантуе в селе Аксеново Лямбирского района летом минувшего года.
Татарский Умыс уже много веков живет в мире и согласии со своими соседями – мордовскими и русскими селами и деревнями. Потому эрзяне и русские всегда являются почетными гостями на татарских праздниках, более того – становятся их активными участниками. С песенными подарками приходят на Сабантуй добрые многовековые соседи. Татарский праздник украшают выступления творческих коллективов из сел Качелай, Сабаево, Мордовское Давыдово. А на одном из первых сабантуев уроженец Сабаева мордвин-эрзя Олег Гангеев, известный как исполнитель эрзянских песен, спел лирическую песню на татарском языке. Пел он и по-русски. Песню Сабантую тогда подарил и эрзянин Александр Юркин из Сабаева.
Можно было заметить, с какой искренней радостью жители Татарского Умыса встречали выступления своих ближайших соседей, с которыми их связывают столетия дружбы и даже родства. Например, сноха Али Ибрагимовича Ибрагимова, одного из старейшин села, ветерана труда, активиста местной мусульманской общины, – Светлана Николаевна, эрзянка, родом из соседнего Качелая, не просто хорошо освоила татарский язык, но и стала местным учителем татарского языка и литературы.
Татарский Умыс – старинное село. По официальным данным оно основано в 1700 году. Однако многие неравнодушные к своей истории жители, полагают, что на самом деле село еще старше, и оно могло быть основано переселенцами из Волжской Булгарии. К тому же не так давно на возвышенной местности в окрестностях села была обнаружена старинная монета, возможно, относящаяся к периоду, когда Волжская Булгария находилась в составе Золотой Орды. Как полагает Рафаэль Манюров, первые предки татар, ныне живущих в Татарском Умысе, поселились возле эрзянского села Сабаево, которое основано в 12-13 веках. В Сабаеве до сих пор есть «татарская улица». О булгарском происхождении предков нынешних жителей Татарского Умыса могут свидетельствовать и архаизмы, устаревшие слова в их речи, не свойственные речи татар в других населенных пунктах нашей республики. А численность населения предков умысцев, как считает тот же Манюров, «пополнялась за счет приезда татарских семей, которые ранее жили в мордовских селах»…  
Живет своей содержательной национальной жизнью Татарский Умыс в многонациональном мордовском краю. А сегодня здесь, как и во всем мусульманском мире, – благословенный месяц Рамадан. Каждый вечер сельчане молятся о мире, благополучии и милости Всевышнего. Молятся, конечно же, и о благополучии родной многонациональной страны – России в сегодняшний трудный период ее истории, когда наша страна проводит специальную военную операцию. И жители Татарского Умыса, как и другие мусульмане России, желают своей Родине только победы.

Камиль ТАНГАЛЫЧЕВ