Каждый свой рабочий день Гюзелия Камилевна Зайкина начинает с высоты. Именно с высоты в прямом смысле она смотрит на город, размышляя, что именно от специалистов ее профессии зависит, как идет строительство новых зданий и сооружений. Гюзелия Зайкина – машинист башенного крана общества с ограниченной ответственностью «Управление механизации и нулевых работ» г.Саранска. Недавно ей была объявлена Благодарность Главы Республики Мордовия за заслуги в области строительства и многолетнюю добросовестную работу. Награду вручил врио Главы РМ Артём Здунов на торжественном собрании, посвященном празднику 8 Марта.

- Про нее могу сказать – человек труда, - говорит о Зайкиной Александр Иванович Земсков, механик по грузоподъемным механизмам ООО «Управление механизации и нулевых работ». – Она исполнительный и высокопрофессиональный специалист своего дела. Ей можно доверить задание любой сложности. Энергия, ответственность, усердие – эти качества выделяют Зайкину как работника. У нас опасное производство и нужно предельно серьезно относиться к механизмам, чувствовать технику, например, когда человек болеет и ей как бы передается «состояние». Гюзелия Камилевна очень внимательна к подъемной машине, неисправность сразу чувствует.
- В нашей профессии немаловажным являются сосредоточенность, терпение, усидчивость – ведь приходится по несколько часов находиться в тесной кабине на многометровой высоте, иметь хорошее зрение – видеть с большой высоты тех, кто работает «на земле», - говорит машинист башенного крана Гюзелия Камилевна Зайкина. – Все-таки от профессионализма крановщика зависит конечный результат объекта строительства, скорость выполнения поставленных задач. Я перемещаю раствор, кирпич.
Гюзелия Зайкина считает, что профессия машинистов башенного крана всегда была востребованной, потому что с каждым годом растет цифра по строительству домов. Впрочем, крановщики работают и на заводах, и в топливно-энергетических компаниях, и на обрабатывающих производствах.
Гюзелия Камилевна Зайкина закончила саранскую школу №30, получила профессии швеи, секретаря, а работать пошла в цех №7 завода «Лисма». К сожалению, цех закрылся, а рабочие остались без работы. Гюзелия Зайкина вспоминает, что ее «поставили на биржу труда». А мама ей тут и подсказала: «Иди учиться на крановщицу».
- Почему бы и нет? Ведь мама у меня тоже работает крановщицей башенного крана, правда, не в строительстве, а на заводе – это погрузка-разгрузка кабельной продукции, металла. И младший брат сейчас трудится крановщиком. Выучился по моему примеру. Так что получается – целая семейная династия, - добавляет Гюзелия Зайкина.  – В 2005 году я прошла обучение в учебном комбинате, сначала учили теорию, потом началась практика. Страх высоты? Конечно, он был. Но ведь надо работать, преодолеть себя. Так что я теперь спокойна в этом плане. Даже не напрягает, что за день не раз поднимаюсь на свое рабочее место и спускаюсь. Спуск у меня занимает пять минут.
Практика – работа в качестве стажера – длилась несколько недель. Гюзелия Камилевна тогда работала в паре с опытным наставником, который обучал ее премудростям профессии крановщика. Она вспоминает, что первой стройкой, где она пробовала себя в своей профессии, стал 16-ти этажный дом на улице Коммунистической в Саранске. А первым «самостоятельным» зданием – девятиэтажный двухподъездный монолитный дом на улице Воинова.
- Его потом облицевали кирпичом, - поясняет Гюзелия Зайкина. – Считаю, что у меня особая профессия – участвую в процессе строительства здания от начала до конца. Едешь по городу и невольно думаешь: «Этот дом я строила, этот –  тоже». Сейчас мы заканчиваем возведение дома по улице Волгоградская.
Кстати, профессия машиниста башенного крана довольно популярна среди женщин. По словам Гюзелии Зайкиной, только в их организации трудятся четыре представительницы слабого пола. Грузоподъемность крана, на котором работает Гюзелия Камилевна, составляет 11 тонн. Нам, «земным» людям, кажется, что управлять хрупкой женщине многометровой махиной трудно.
- Механизм управления достаточно простой: два рычага, поворот, ход, подъем или опускание стрелы, далее перемещаешь раствор, кирпич, - улыбается крановщица. – Да и в кабине не тесно. Правда, летом приходится спасаться от жары – открываю дверь, иначе в железной кабине, которая раскаляется, температура воздуха может показывать и 50-55 градусов. В перерыве можно выйти на металлическую площадку – просвежиться. Да, она сетчатая, внизу – многометровая пустота.  Но страха от этого нет. В холодное время года в кабине есть печка, так что работаю в комфортных условиях. Это каменщикам зимой тяжело: трудятся ведь на свежем воздухе и на морозе, и на ветру.
После трудового дня Гюзелия Камилевна Зайкина спешит домой. У сына-второклассника нужно уроки проверить, а дочь-дошкольницу отвезти на тренировку по гимнастике.

 

Альбина Давыдова