Месяц Рамадан называют месяцем милосердия, добрых дел, духовной чистоты.  Верующие мусульмане проводят дни священного месяца в молитвах, стараются помогать нуждающимся, совершать больше хороших поступков. В этом году сняты некоторые ограничения, связанные с коронавирусной инфекцией, поэтому снова в мечетях республики прихожане собираются на таравих-намазы, в некоторых мечетях проводятся и коллективные ифтары. 2 мая наступит один из главных наших праздников – Ураза-байрам.  А пока продолжается третья неделя священного месяца.
О том, как проводят Рамадан татары нашей республики, нам рассказали духовные наставники.
Рамис-хазрат Губейдуллов, имам мечети села Кривозерье Лямбирского района:
- В этом году много людей – и мужчин, и женщин – ходят в нашу мечеть на таравих-намазы. Отмечу, что среди прихожан не только люди старшего поколения, но и молодежь. Несколько человек приезжают на коллективную молитву и из Саранска. Насколько мне известно, есть и старшеклассники, которые в этот месяц Рамадаан придерживаются поста. И такие факты не могут не радовать. Это возвращение к истокам, ведь наши предки тоже держали уразу. А они в то время были больше заняты физической работой, чем мы сейчас. Мы возвращаемся к истокам, несмотря на долгое господство идеологии атеизма, мы сохранили свои традиции.
Проводятся ифтары в сельских мечетях, которые входят в Духовное управление мусульман Республики Мордовия, в том числе мусульманская община села Кривозерье. Например, ифтары прошли в Лямбире, в Пензятке, в Белозерье. Некоторые сельчане проводят ифтары дома, на которые приглашают соседей. Но это очень редко, потому что ковидная пандемия еще не отступила.  
В месяц Рамадан наши помыслы направлены к Всевышнему, а наши благие дела, мы надеемся, тоже будут приняты Всевышним. Ведь все мы стараемся заслужить довольство и милость Аллаха. Но у каждого человека к этому свой путь.  Например, кто-то в этом году поставил себе планку только пост держать, а на следующий год посещать таравих-намазы, на третий год – проводить у себя дома ифтары (авыз ачтыру). Потом планирует Коран учить. Каждый человек должен над собой работать, духовно просвещаться.
Идрис Алиевич Хусяинов, председатель местного мусульманского общества,  г.Ковылкино:
- В Ковылкине по данным на 2017 год проживало 418 татар, в город за последнее время также переехали на постоянное место жительства и мусульмане из азиатских республик бывшего Советского Союза. Но на сегодняшний день у нас нет места, где мы могли бы собираться на пятничные намазы, на таравих-намазы в месяц Рамадан. Поэтому  каждый у себя дома читает намазы, кто-то по мере возможности ездит на таравих-намазы в  близлежащие татарские села, например, в Латышовку Кадошкинского района. Также татары нашего города проводят ифтары (авыз ачтыру), на которые приглашают родственников.
В 2022 году нам выделили участок земли, который отведен под обустройство мусульманского кладбища – около четырех гектаров. Со стороны нашей мусульманской общины мы обязуемся ухаживать за ним, чистить от мусора, расчищать дорогу к нему от снега.  Для нас это была давняя проблема – найти место для захоронения мусульман. Это был один из главных нерешенных вопросов уже много лет. И вот с приходом нового  главы Ковылкинского района Игоря Николаевича Бутяйкина вопрос решился. Сделано межевание, имам из села Латышовка Камиль-хазрат Ахметов прочитал молитвы на открытии кладбища. Сейчас там похоронен первый мусульманин. Это туркмен, который всю жизнь прожил в Ковылкине. Раньше усопших хоронили в Кривозерье, в Белозерье, в Латышовке. Также надеемся, что глава района пойдет нам навстречу и в другом вопросе – выделить нам помещение в Доме культуры, чтобы собираться, например, для обсуждения своих насущных вопросов. В городе открылся магазин по продаже халяльной продукции, который, можно сказать, стал местом встреч мусульман Ковылкина.
Вахит Хайдарович Немишев, имам мечети села Кочетовка Зубово-Полянского района:
- Село Кочетовка совсем небольшое, в нем проживает около сорока человек. И оно одно из трех татарских населенных пунктов Зубово-Полянского района. Находимся, можно сказать, на краю Мордовии среди русских и мордовских сел. Наши села далеко от других татарских селений, но мы, жители, сохраняем язык, религию, придерживаемся традиций. В нашей семье, конечно, все соблюдают пост, читают молитвы. И в других домах читаются молитвы, проводятся ифтары с приглашением соседей. Такие мероприятия еще больше объединяют нас, татар. Ковидные ограничения наложили свой отпечаток. В прошлом году в нашей мечети таравих-намазы не проводились, в этом году на коллективные намазы будем собираться последние десять дней месяца Рамадан. А на Ураза-байрам в мечети соберутся не только наши сельчане, но приедут выходцы из наших мест, живущие сейчас в Санкт-Петербурге, Москве, других городах.
Абдуррахман-хазрат Якупов, имам-хатыб Соборной мечети села Татарская Пишля Рузаевского района:
- В Татарской Пишле в мечеть на таравих-намазы приходят и мужчины, и женщины – более ста человек. Если в прошлые годы в мечети мы проводили большие ифтары, то сейчас, несмотря на ковидные послабления, вместе с прихожанами мы решили воздержаться от коллективного разговения в стенах мечети.  Лучше пока поберечься. Но пишленцы, кто желает дома, приглашают на совместные разговения – близких и соседей (авыз ачтыру). Вот так у нас проходит Рамадан. Большинство тех, кто ходит на таравих – это молодежь, причем среди них и школьники, и студенты. Люди едины в мнении  – пост они переносят легко, даже те, кто решил его соблюдать впервые. Обычно тем, кто впервые держит пост, трудно воздерживаться от еды и питья в светлое время суток, как предписывает Коран. На одном из недавних ифтаров я как раз поинтересовался у студента об этом. Он ответил, что не трудно: ни есть, ни пить не хочется.
По моим наблюдениям, за два года пандемии люди, причем чаще даже молодежь, стали больше приобщаться к духовности, к религиозным знаниям. Как бы это печально не звучало, ковид послужил своего рода толчком к этому. Люди теряли от коронавируса своих близких. Это повлияло на духовность, на восприятие жизни, на свое моральное совершенствование. Еще вчера родной человек был рядом, а сегодня позвонили из больницы и сказали печальную новость. Но всё в руках Аллаха, потому что на этой земле мы гости. Сельчане уже начинают готовиться к празднику Ураза-байрам. В этом году он совпал с выходным днем, поэтому, думаю, на наш мусульманский праздник приедут еще больше людей, чем в прошлые годы.

 

Альбина Давыдова