Сабантуй без преувеличения можно назвать самым любимым праздником татар. Он насыщен народными танцами, песнями, играми, подарками, и символизирует воссоединение человека с природой. Сабантуй празднуют после окончания полевых работ, его называют торжеством труда и плуга.
В 2006 году в Саранске состоялся федеральный Сабантуй, на который приезжали гости из разных регионов страны.

И теперь Мордовия вновь в ожидании большого праздника – на майдане у села Аксеново Лямбирского района пройдет XII Всероссийский сельский Сабантуй, подготовка к которому идет полным ходом. Среди татар нашей республики, пожалуй, нет ни одного человека, который бы не был на Сабантуе.
Ринат Шамильевич Альмяшев родился и вырос в селе Черемишево Лямбирского района в многодетной семье. Из четырех детей был самым старшим. Окончил Сызранское высшее военное авиационное училище. Участвовал в боевых операциях во время «афганской» войны. Ринат Альмяшев – член совета ветеранов УФСБ по РМ, заместитель председателя Мордовского регионального отделения всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство».
- Для меня Сабантуй родом из детства. Для нас, мальчишек, это был большой праздник, шумный, веселый. На улице тепло, солнечно, все расцветало. Насколько я помню, Сабантуй в Черемишеве проводили каждый год. Грузовые машины ездили по улицам села, чтобы довезти жителей к месту Сабантуя. К нему готовились, надевали лучшую одежду, накрывали праздничные столы. А нам, детям,  родители готовили пусть скромные, но подарки – какие-нибудь сладости или игрушки. Для Сабантуя отводилась своя площадка – поле возле леса, на которую собирались и взрослые, и дети. Обязательно был концерт художественной самодеятельности, также награждали передовиков-колхозников с вручением подарков. Будучи детьми, мы тоже участвовали в разных играх во время Сабантуя. Например, очень весело проходили состязания по перетягиванию каната. А самым главным событием Сабантуя, конечно, была борьба – керяш. Эх, как взрослые боролись, по-настоящему!  Приезжали автолавки с разными товарами. Сабантуй – это встречи односельчан, возможность отдохнуть после завершения весенних полевых работ. После окончания школы я уехал из родного села и вернулся на родину спустя 22 года. Военная часть, в которой я служил, базировалась в Алма-Ате. Тогда я и увидел, как в Казахстане отмечают праздник весеннего равноденствия Навруз. В центре города ставились юрты, в них и рядом накрывали столы с богатым угощением. Гости Навруза участвовали в играх и состязаниях. В некоторых моментах я видел что-то родное из татарского Сабантуя. Когда Сабантуй проводится в Лямбире, то мы с одноклассниками обычно собираемся на этом празднике, обмениваемся новостями. Мне не раз довелось побывать на Сабантуе в Казани, в других городах Татарстана. Там более богатая история проведения праздников плуга, проводятся скачки на ипподроме. Но для любого Сабантуя, думаю, характерно то, что он объединяет татар, напоминает нам о традициях, о трудолюбии народа. Предстоящий Всероссийский сельский Сабантуй, думаю, станет большим и значимым событием не только в татарской жизни республики, но и для всех народов, населяющих Мордовию.

 

Альбина Давыдова