Восемьдесят второй день рождения и семьдесят второй День Победы в Великой Отечественной войне встречает ветеран труда, бывший военнослужащий знаменитой Таманской дивизии, бывший преподаватель Саранской автошколы, уважаемый житель села Лямбирь, Зифрид Джамалетдинович Ямбушев.
Он родился 9 мая 1935 года в селе Лямбирь и постоянно там проживает. Его детство совпало с самым тяжелым историческим периодом жизни страны. В довоенные годы и во время войны люди жили очень тяжело, буквально голодали. Питались лебедой и другими дикими растениями – их использовали для выпечки хлеба, а часто ели в сыром виде. Люди умудрялись прокормить семью прошлогодней мерзлой картошкой, которую собирали из-под снега, или подбирали оставленные колосья зерновых культур. Однако все это делалось тайком от представителей власти. Политика того времени была такова – пусть в поле все пропадает, но ничего не достается тем, кто на этой земле трудится. В эти годы без постоянного тяжкого труда невозможно было выжить, поэтому дети с малых лет, не зная отдыха, не имея теплой одежды и обуви, облаченные в лохмотья с многочисленными заплатками, в течение всего года трудились наравне со взрослыми. Тяжкий труд в невыносимых для детского организма условиях был уделом для подрастающего героического поколения тех лет. Именно в свои детские годы Зифрид Джамалетдинович получил трудовую закалку, сохраненную на протяжении всей своей жизни. Ранней весной он, как и другие дети, перекапывал приусадебный участок для посадки картофеля и других овощей. В течение всего лета работал в поле и огороде, заготавливал траву для домашнего скота, таскал вязанками за спиной дрова. В зимнее время добирали остатки соломы, оставленные на колхозных полях в глубоком снегу. А в начале апреля, во время весенних школьных каникул, выводил корову на выпас на лесные полянки, освободившиеся из-под снега.
Внезапная смерть матери тяжело отразилась на дальнейшей судьбе Зифрида Джамалетдиновича. В 1952 году он поступил учиться в саранскую автошколу. Проживая в городе на частной квартире, он один раз в неделю на выходные приезжал домой. Выполнял накопившиеся за неделю в хозяйстве дела и, собрав на неделю скудную провизию, уезжал обратно на учебу. Мне запомнился один случай, как в один из его приездов домой ему не смогли выделить картошку на недельное пропитание, и он вынужден был уехать, не представляя как ему прожить дальше. Будучи эмоциональным человеком, я перенес сильнейшее нервное потрясение от жалости к нему. Тайком полез в подпол, взял предназначенную для посадки картошку, догнал его на дороге и отдал ему. Охватившее нас обоих чувство радости было настолько велико, что не могу сейчас подобрать слова, чтобы передать его.
Получив водительские права, брат устроился в Лямбирский исполком шофером на полуторке. После года работы на этом месте руководство колхоза пригласило его к себе для работы водителем старой полуторки с госномером МЧ 03-12. На ней он проработал до призыва в армию.
Службу в рядах Советской Армии он проходил в Москве в прославленной своими героическими подвигами Таманской дивизии. Особой гордостью для него является участие в парадах войск 7 ноября и 9 мая. Подготовка к параду – очень трудный и ответственный процесс. Предъявляются большие требования к личному составу и технике. Если вдруг при движении боевой техники по Красной площади произойдет непредусмотренная остановка боевой единицы, виновные подвергались суду военного трибунала.
После службы в армии в 1957 году работал на полуразвалившемся самосвале ЗИС-150 на строительстве трассы Саранск–Ульяновск. В тот год зима была очень суровой, и при ремонте машины он отморозил руки. Вскоре перешел в пассажирское автохозяйство и работал водителем на автобусах разных марок. Выполнял рейсы по городским и междугородним маршрутам. Во время рейсов случались инциденты. Некоторые пассажиры не оплачивали свой проезд, а при требовании оплатить затевали потасовку вплоть до драки с тяжелыми последствиями. Однажды произошел такой случай. В конце октября 1960 года на маршруте Саранск-Краснослободск у одного населенного пункта дорогу загородила толпа пьяных мужчин, провожающих в Саранск призывников, с требованием посадить их в битком набитый автобус. Они начали сильно раскачивать машину, угрожая свалить ее в случае отказа. Несколько человек подошли к окну водителя с полной банкой самогона и стали заставлять его выпить. Никакие уговоры и объяснения ими не воспринимались. Пассажиры в салоне сильно испугались, началась паника. Из этого опасного положения удалось вырваться благодаря смекалке водителя, перехитрившего эту пьяную толпу. В результате удалось благополучно завершить маршрут.
В 1962 году З.Д.Ямбушева пригласили в автошколу города Саранска на преподавательскую работу по обучению курсантов на водителя профессионала. В этот период он не только обучал других, но и сам повышал свой профессиональный уровень. Окончил без отрыва от основной работы Ульяновское сельхозучилище и получил среднее техническое образование по специальности техник-механик. В период курсантских каникул принимал активное участие в посевной кампании и при уборке урожая в колхозах района, а также перевозил грузы по линии райпотребсоюза и других организаций.
В 1963 году Зифрид Джамалетдинович женился и начал строить свой семейный очаг в Лямбире. За несколько лет упорного труда он поставил дом и основал свое хозяйство. Родились дети – двое сыновей и дочь, для которых он трудился с усиленной энергией, чтобы они могли нормально расти и получать образование. Все трое поступили в высшие учебные заведения. В общем, жизнь постепенно налаживалась, и вдруг – неожиданно заболела и ушла из жизни жена. Началась закручиваться новая спираль сложной трудовой жизни, которая совпала с развалом страны. В этой непростой ситуации он проявил свойственную ему самоотверженность, продолжая жить и работать для своих детей, а потом и внуков. И сегодня он, будучи в почтенном возрасте, сам себя обслуживает и по хозяйству помогает.
Всю свою жизнь Зифрид Джамалетдинович добросовестно трудился. Везде, где он работал, его отмечали почетными грамотами и благодарностями. Отработал полных 30 лет на педагогическом поприще. Будучи 40 лет за рулем, не совершил ни одной аварии.
Благодаря своим замечательным качествам – трудолюбию, ответственности, исключительной порядочности и честности, он заслужил большой авторитет и уважение в своем коллективе, среди своих воспитанников, а также у друзей, близких и всех, кто его знает и знал.
Дорогой брат, горячо поздравляю тебя с 82-летием. Желаю крепкого здоровья и долгих лет спокойной и счастливой жизни. Нежно тебя обнимаю.
Пользуясь предоставленной возможностью, хочу поздравить родных, друзей, знакомых и земляков с 72-й годовщиной со дня Победы над фашистской Германией. Всем желаю здоровья и добра!

Фарид Ямбушев,
профессор Казанского федерального университета, доктор химических наук, академик международной
педагогической Академии, почетный работник высшего профессионального образования РФ,
заслуженный деятель науки РТ