Судьба татарской нации напрямую связана с исламом. Религия сыграла большую роль в нашем многовековом сосуществовании с государственностью, воспитала нравственные нормы в обществе, внесла свой вклад в сохранение татарского народа в целом.
История моего рода чудесным образом тесно переплелась с историей ислама в нашем селе и даже России в целом. Все началось с Мерзы Хикматулловича Капкаева, который родился в начале девятнадцатого века в селе Большая Поляна. Он был имамом-преподавателем. Один из двух его сыновей – Иниятулла (1856 года рождения) окончил медресе в селе Кышкар Казанской губернии. Служил имамом в родной деревне. Был сторонником кадимизма. В 1893-1917 годах служил кадием в Оренбургском магометанском духовном собрании в Уфе.
Иниятулла Капкаев (на групповом фото сидит третий слева, 1909 год) является одним из основателей Всероссийского мусульманского союза «Сыратель-Мустаким» («Правый путь»), который был создан в Санкт-Петербурге в 1914 году для изучения ислама, развития мусульманского просвещения и благотворительности.
В 1920-е годы являлся кадием Духовного управления мусульман Башкирской АССР. Публиковал свои статьи в журнале «Дианат» - печатном органе ДУМ Башкирской республики в 1926-1928 гг.
Дедушка моей прабабуши Сании - Умар Хикматуллович Капкаев (племянник кадия Иниятуллы Капкаева) родился 18 февраля 1880 года в селе Иса (Большая Поляна) ныне Кадошкинского района Мордовии в семье потомственного муллы. Получил религиозное образование в медресе в Уфе. С 1904 года - мулла, имам и мударис 1-й Соборной мечети. В 1914 году получил звание Ахуна. Служил в четвертой, главной мечети села. Умар мулла (на фото) был очень образованным человеком. На свои средства он построил медресе при мечети и обучал в нем сельских детей. В советское время был учителем в школе. Вместе с женой вырастил шестерых детей. В 1938 году по сфабрикованному делу был арестован, обвинен в шпионской деятельности против советского государства и признан одним из руководителей подпольной диверсионной группы «Идель-Урал». Приговорен к высшей мере наказания и расстрелян. Посмертно реабилитирован.
Мечеть с ее мелодичным азаном - самое священное, великое место для каждого татарского села. Самое раннее упоминание о мечети в моем родном селе относится к первым десятилетиям XIX века. Упоминания в прежних документах встретить очень трудно, так как до этого периода в России не было специального органа, занимавшегося упорядочением и контролем за мечетями и духовными лицами ислама. Все изменилось с появлением Оренбургского магометанского духовного собрания. Именно этот орган начал вести учет этих сведений, принимать экзамены на знание магометанских законов и правил и выдавать свидетельства, позволяющие занимать должности имамов, мулл, учителей в мечетях.
Известно, что после постройки первой соборной мечети в моем родном селе Большая Поляна было построено второе здание. Однако какое-то природное бедствие (наводнение во время паводка или пожар) на некоторое время стало причиной его закрытия. Появляется третья мечеть. Прихожанами нашего села были жители соседних деревень - Нагорная Поляна, Малая Поляна, Насакан Потьма. При первой мечети было создано медресе, где обучались дети.
Село быстро росло, поэтому возникла необходимость в строительстве новых мечетей. На собрании жителей села было принято решение дать разрешение на строительство новой мечети. Это решение было отправлено в Уфу, возвращено с одобрением властей в Пензе или Инсаре, и началось строительство. Строилась она исключительно на средства жителей села. В 1917 году в селе было 5 мечетей. Еще одна в нагорной части села и одна, Пятничная, в Потьме. Среди мулл были Капкаевы, Еналеевы, Долотказины и Хайровы.
Самая большая мечеть - так называемая Озерная мечеть (Күл мәчете). Она стояла внутри озера, на сваях, была уничтожена в советское время. Также был расстрелян и Усман-Бай, который построил эти мечети и содержал и их и медресе.
В советское время все мечети села были уничтожены. Таким образом, с тридцатых годов прошлого века село, к сожалению, стало селом без мечети.
Однако, по воле Всевышнего, в стране начинаются перемены. В республике идет активная реставрация старых мечетей, строительство новых. Только наше село было без мечети. Несколько раз односельчане начинали строительство, но финансовые трудности были большой преградой.
Есть поговорка «Не было бы счастья, да несчастье помогло», которая поможет описать нашу ситуацию. В стране Катар, находящейся в тысячах километров от нашей деревни, внезапно тяжело заболела мать высокопоставленного чиновника по имени Шейх Салим Аль-Бохдуда, и перед смертью она велела своему сыну построить мечеть ради Аллаха.
Салим Аль-Бохдуда обратился в организацию, которая спонсирует строительство мечетей по всему миру. К счастью, деньги, выданные шейхом Салимом Аль-Бохдудом, пришли именно в Мордовию. А уже Духовное управление мусульман республики приняло решение о том, что нужно помогать нашему селу.
Услышав эту новость, жители села воодушевились. По селу начали собирать деньги, помогли и наши односельчане, живущие за пределами села. В центре, недалеко от места старой Озерной мечети, был выстроен высокий, красивый мусульманский храм из красного кирпича.
6 января 2006 года состоялось торжественное открытие нашей мечети (на фото). Из далекого Катара на это мероприятие приехал Шейх Салим Аль-Бохдуда. На церемонии открытия он пообещал оплатить хадж тому жителю нашего села, который сможет выучить Коран наизусть. К сожалению, такой человек до сих пор не нашелся. Шейх принес в жертву две коровы и раздал их сельчанам.
Таким образом, по велению Аллаха в нашем селе была построена восьмая мечеть. Теперь наше село с мечетью. В нашей мечети проводятся пятничные, праздничные намазы, ведутся уроки по основам ислама. Одухотворяя все окрестности, ежедневно слышится красивый, мелодичный азан.

Дарина Кильдеева,
Большеполянская школа Кадошкинского района