На минувшей неделе в Израиле произошло знаменательное событие: впервые в истории еврейского государства здесь состоялся татаро-башкирский национальный праздник Сабантуй. В городе Ришон-ле-Цион на берегу Средиземного моря звучали татарские и башкирские песни, состоялись традиционные состязания – бег с ведрами, перетягивание каната, борьба «керяш». Организаторы мероприятия – активисты татарских и еврейских национально-культурных общин – охотно говорили о мире и дружбе, культурных связях между народами и между странами.
Действительно, это очень важно для любого народа и любой страны. Особенно хорошо об этом знают в Израиле и России, где сохранение межнационального мира является задачей задач. И особенно важно для народа – дорожить сокровенным, сохранять сокровенное, чтобы в любом месте планеты сохранить себя народом. Даже вблизи израильских пустынь, которые вроде бы и не сильно связаны с историей татарского народа. Но сегодня мир спрессован, Земля оказалась «маленькой», потому даже далекие культуры и истории стали ближе друг к другу. Так вот, когда сам народ демонстрирует искреннее и активное уважение к своим родным традициям, твои традиции уже не остаются чужими и для народов, которые живут с тобой рядом. А татары, рассыпавшиеся по миру, живут и в Израиле. А евреи, которые и сами искренне дорожат древними национальными традициями, несомненно, чутки и к сохранению национально-культурного достоинства другими народами. Ценно земное братство сокровенных национальных начал на Земном шаре. Востребовано братство великих национальных ценностей. И тогда угроза войны не будет особо зловещей.
Татары и башкиры – близкие народы, народы-близнецы. Это лучше осознается вдали от исторической родины. Потому и праздники татар и башкир в разных частях планеты обычно объединяются в один праздник. Хотя у себя на родине – в Татарстане и Башкортостане – татарские и башкирские «элиты» нередко конфликтуют между собой, обвиняют друг друга во взаимном притеснении, в «башкиризации» татар и «татаризации» башкир. Но это делают не сами народы, не простые искренние люди, а так называемые национальные «элиты», так называемые «главные татары» или «главные башкиры», для которых национальное «дело» нередко является или источником доходов, или возможностью реализовать непомерные амбиции и гордыню. Лично я всегда ощущаю башкир очень близким мне народом и говорю с ними на одном очень близком языке. Даже, может, на более близком языке говорю с башкирами, чем с казанскими татарами. Может, это еще и потому, что мои предки татары-мишари вместе с башкирами и оренбургскими казаками в 18 веке вместе охраняли границы Российского государства, породнились на службе Отечеству...
А Сабантуй, впервые прогремевший и в Израиле – на Cвятой земле, свидетельствует о том, что у народа есть воля выполнять Божий завет – сохранять себя самобытным народом.

Камиль Тангалычев