Деревня Керамсурка: ее быль и легенда
Недавно в редакцию газеты «Юлдаш» позвонил Раиль-хазрат Мусин из села Ломаты Дубенского района. Он сейчас является имамом-мухтасибом Дубенского, Чамзинского, Ардатовского и еще трех районов. В телефонном разговоре Раиль-хазрат Мусин рассказал о своей поездке в деревню Керамсурка, которая находится в Атяшевском районе. В этом районе Мордовии нет татарских населенных пунктов, однако истории, которые передаются из поколения в поколение жителями деревни Керамсурка, говорят об обратном.
Керамсурка – старинная деревня с русским населением. Сейчас здесь постоянно проживают не больше 20 человек. Из благ цивилизации – электричество, на одном из домов – спутниковая тарелка. Деревня не газифицирована, нет водопровода, магазин закрылся давно, лишь автолавка каждую пятницу приезжает из Атяшева. Да еще по вторникам приезжает машина с продуктами из Чувашии. Автомобиль есть только в одной семье. А чтобы добраться до райцентра, сельчане вызывают такси. По одному ездить накладно, поэтому приходится ездить «группой» - каждый по своим делам.
А ведь еще в 70-е годы прошлого столетия Керамсурка было большим селом, в котором проживало более трехсот человек. Когда-то и ферма была, на которой содержалось до 500 голов крупного рогатого скота. С 1881 по 1924 годы село было центром Керамсурской волости Ардатовского уезда Симбирской губернии. Трудно представить, что здесь проводились шумные ярмарки и базары. Самое большое число жителей - 893 человека - было в 1931 году.
- Около деревни Керамсурка дубенский подрядчик расчищал грейдером дорогу, - рассказывает нам Раиль-хазрат Мусин. – Водителю грейдера сказали, что рядом татарское захоронение, в котором до сих пор находят монеты – если все поднять на поверхность. Он ответил, что не будет тревожить могилы людей, не пойдет на такой шаг. Через знакомых мне рассказали об этом факте, и я решил приехать на место, посмотреть и расспросить жителей что и как.
Вместе с односельчанами - Маисом абы Жалиловым, Рахимом Романовым, Абдурашидом Романовым – мы поехали в деревню Керамсурка в конце апреля, пока зеленая трава не скрыла то, что знает об истории этих мест земля. Приехав в деревню, мы разделились, ходили, смотрели, искали людей, которые рассказали бы нам об этом селе, его истории, о татарском кладбище, как оно здесь появилось. И местные жители свою информацию принесли, я поведал свою причину, по который мы оказались в этих местах. Нас встретили открытые, доброжелательные люди, которые с охотой отвечали на наши расспросы. Один из них – Виктор Николаевич, к сожалению, не спросил его фамилии, объяснил где находится татарское кладбище. Человек он уже пожилой, болят ноги, поэтому не пошел с нами. Он рассказал также, что трактором когда-то делали запруду, с водой выходили кости людей, захороненных там, находили монеты и драгоценности. Не знаю, для чего в могилы клали драгоценности.Мы прошлись по кладбищу. И посмотрели: җир уелган, то есть земля ушла – на поверхности характерные для старинных захоронений ямки, которые идут рядами. Причем эти ямки ориентированы на киблу. В Ломатах, кстати, тоже есть старое кладбище с такими же характерными ямками. Еще одна жительница деревни, ей около сорока лет, также считает, что в местных жителях намешана и татарская кровь. От предков дошла до наших дней история, связанная с названием деревни. Керам, как гласит легенда, имя татарина, который основал поселение. Думаю, что его звали Карим или Керим, которое исказилось потом на Керам. А Сурка - кличка его любимой собаки.
В одном из интернет-источников дается такое описание происхождения названия деревни: «На улице, названной впоследствии удельной, жил татарин по имени Керам. Больше всего в жизни он любил охоту. Вокруг теперешней Керамсурки в то время стоял дремучий лес с богатой живностью. Как заядлый охотник, Керам держал гончих, гордился своими собаками. Особенно любил он собаку по кличке Сурка, не дававшей спуску никакому зверю. Однажды у Керама собралось много гостей. Он стал хвалиться перед ними, что лучше, чем Сурка, собаки не найти во всей округе. Гости решились убедиться в этом. Сев на коней, всадники вместе с гончими собаками въехали в лес. Через некоторое время собаки учуяли лисицу и погнались за ней. Впереди всех бежала Сурка. Но вдруг она упустила добычу. Досаде Керама не было предела. В один миг он возненавидел всё и всех, в том числе и любимую собаку. На глазах гостей он выстрелил в сторону Сурки и убил ее.
Дома Керам не находил себе места, тоскуя по своей любимице. А утром узнали: Керам повесился на одиноко стоящем дереве. После этого село стали называть Керамсуркой в честь татарина Керама и его собаки Сурки».
- Все люди, с кем мы общались в Керамсурке, считают, что раньше это было татарское селение, поэтому и появилось татарское кладбище, - рассказывает Раиль-хазрат Мусин. -Сколько столетий прошло с тех пор – ничего не осталось, к сожалению. Только уйлар (ямки). Думаю, если и были могильные камни, то они рассыпались и смешались с землей. Что говорить о баш казык (деревянный столб, который ставят в изголовье могилы)? Сгнили давно. Ведь это татарское кладбище не позже 18-го века. Удивительно, как уйлар (ямки) сохранились.
Жители Керамсурки рассказали нам также, что их предки, зная о татарском захоронении близ селения, православное кладбище сделали подальше. В Керамсурке оно небольшое. Возможно, усопших хоронили в других селах.
Сельчане давно дорогу ждут: «щебенку бы привезли, нас оставили, про нас забыли». А дорога в распутицу сплошной чернозем. Нас поразило то, что дома, даже если в них много лет не живут, сохранились в приличном виде, как будто обитатели покинули их недавно. Брошенные строения выглядят свежими по сравнению с такими же в других деревнях, например, в Ломатах. Дома в Керамсурке имеют шатровые крыши, что характерно для татарского стиля. Эти наблюдения удивили меня.
Раиль-хазрат Мусин добавляет, что «в Чамзинском районе в русском селе Мачказерово тоже есть старое татарское кладбище. Местные жители считают, что ему много веков. Откуда оно там взялось? Говорят, что на том месте плуг трактора при вспашке даже в землю не заходит. В Дубенском районе Ломаты сейчас единственное татарское село, хотя очевидно, что на этой территории было не одно татарское селение. Например, современные русские села с названиями, происходящими от татарских фамилий, – Енгалычево, Кайбичево. Когда я был на празднике села в Николаевке Дубенского района, то сельчане говорили, что среди их предков тоже татары».
- Все эти факты говорят о том, что татары жили на территории нашей республики испокон веков, и татарских сел было намного больше, чем сейчас, - считает Раиль-хазрат Мусин. – Возможно, люди переселялись на новые места, подвергались ассимиляции. Это уже история. Я планирую дальше продолжать вместе со своими помощниками работу в этом направлении. А нам, татарам, надо сохранять то, что есть, чтить свои традиции и духовность.
Альбина ДАВЫДОВА