Недавно в редакцию газеты «Юл­даш» позвонил Раиль-хазрат Мусин из села Ломаты Дубенского района. Он сейчас является имамом-мухтасибом Дубенского, Чамзинского, Ардатовско­го и еще трех районов. В телефонном разговоре Раиль-хазрат Мусин расска­зал о своей поездке в деревню Керам­сурка, которая находится в Атяшевском районе. В этом районе Мордовии нет татарских населенных пунктов, однако истории, которые передаются из поко­ления в поколение жителями деревни Керамсурка, говорят об обратном.

Керамсурка – старинная деревня с рус­ским населением. Сейчас здесь постоянно проживают не больше 20 человек. Из благ цивилизации – электричество, на одном из домов – спутниковая тарелка. Дерев­ня не газифицирована, нет водопровода, магазин закрылся давно, лишь автолавка каждую пятницу приезжает из Атяшева. Да еще по вторникам приезжает машина с продуктами из Чувашии. Автомобиль есть только в одной семье. А чтобы до­браться до райцентра, сельчане вызывают такси. По одному ездить накладно, поэто­му приходится ездить «группой» - каж­дый по своим делам.

А ведь еще в 70-е годы прошлого сто­летия Керамсурка было большим селом, в котором проживало более трехсот чело­век. Когда-то и ферма была, на которой содержалось до 500 голов крупного рога­того скота. С 1881 по 1924 годы село было центром Керамсурской волости Ардатов­ского уезда Симбирской губернии. Труд­но представить, что здесь проводились шумные ярмарки и базары. Самое боль­шое число жителей - 893 человека - было в 1931 году.

- Около деревни Керамсурка дубенский подрядчик расчищал грейдером дорогу, - рассказывает нам Раиль-хазрат Мусин. – Водителю грейдера сказали, что рядом татарское захоронение, в котором до сих пор находят монеты – если все поднять на поверхность. Он ответил, что не будет тревожить могилы людей, не пойдет на такой шаг. Через знакомых мне рассказа­ли об этом факте, и я решил приехать на место, посмотреть и расспросить жите­лей что и как.

Вместе с односельчанами - Маисом абы Жалиловым, Рахимом Романовым, Абдурашидом Романовым – мы поехали в деревню Керамсурка в конце апреля, пока зеленая трава не скрыла то, что знает об истории этих мест земля. Приехав в деревню, мы разделились, ходили, смо­трели, искали людей, которые рассказали бы нам об этом селе, его истории, о та­тарском кладбище, как оно здесь появи­лось. И местные жители свою информа­цию принесли, я поведал свою причину, по который мы оказались в этих местах. Нас встретили открытые, доброжелатель­ные люди, которые с охотой отвечали на наши расспросы. Один из них – Виктор Николаевич, к сожалению, не спросил его фамилии, объяснил где находится татар­ское кладбище. Человек он уже пожилой, болят ноги, поэтому не пошел с нами. Он рассказал также, что трактором когда-то делали запруду, с водой выходи­ли кости людей, захороненных там, находили монеты и драго­ценности. Не знаю, для чего в могилы клали драгоценности.Мы прошлись по кладбищу. И посмотрели: җир уелган, то есть земля ушла – на поверхности характерные для старинных за­хоронений ямки, которые идут рядами. Причем эти ямки ориен­тированы на киблу. В Ломатах, кстати, тоже есть старое кладби­ще с такими же характерными ямками. Еще одна жительница деревни, ей около со­рока лет, также счита­ет, что в местных жителях на­мешана и татарская кровь. От предков дошла до наших дней история, связанная с названием деревни. Керам, как гласит ле­генда, имя татарина, который основал поселение. Думаю, что его звали Карим или Ке­рим, которое исказилось потом на Керам. А Сурка - кличка его любимой собаки.

В одном из интернет-источ­ников дается такое описание происхождения названия де­ревни: «На улице, названной впоследствии удельной, жил татарин по имени Керам. Больше всего в жизни он любил охоту. Вокруг теперешней Керам­сурки в то время стоял дремучий лес с бо­гатой живностью. Как заядлый охотник, Керам держал гончих, гордился своими собаками. Особенно любил он собаку по кличке Сурка, не дававшей спуску ника­кому зверю. Однажды у Керама собра­лось много гостей. Он стал хвалиться перед ними, что лучше, чем Сурка, собаки не найти во всей округе. Гости решились убедиться в этом. Сев на коней, всадни­ки вместе с гончими собаками въехали в лес. Через некоторое время собаки учуяли лисицу и погнались за ней. Впереди всех бежала Сурка. Но вдруг она упустила до­бычу. Досаде Керама не было предела. В один миг он возненавидел всё и всех, в том числе и любимую собаку. На глазах гостей он выстрелил в сторону Сурки и убил ее.

Дома Керам не находил себе места, то­скуя по своей любимице. А утром узнали: Керам повесился на одиноко стоящем де­реве. После этого село стали называть Ке­рамсуркой в честь татарина Керама и его собаки Сурки».

- Все люди, с кем мы об­щались в Керамсурке, счи­тают, что раньше это было татарское селение, поэто­му и появилось татарское кладбище, - рассказыва­ет Раиль-хазрат Мусин. -Сколько столетий прошло с тех пор – ничего не оста­лось, к сожалению. Только уйлар (ямки). Думаю, если и были могильные камни, то они рассыпались и сме­шались с землей. Что го­ворить о баш казык (дере­вянный столб, который ставят в изголовье могилы)? Сгнили давно. Ведь это татар­ское кладбище не позже 18-го века. Уди­вительно, как уйлар (ямки) сохранились.

Жители Керамсурки рассказали нам также, что их предки, зная о татарском захоронении близ селения, православное кладбище сделали подальше. В Керамсур­ке оно небольшое. Возможно, усопших хоронили в других селах.

Сельчане давно дорогу ждут: «щебенку бы привезли, нас оставили, про нас за­были». А дорога в распутицу сплошной чернозем. Нас поразило то, что дома, даже если в них много лет не живут, со­хранились в приличном виде, как будто обитатели покинули их недавно. Брошен­ные строения выглядят свежими по срав­нению с такими же в других деревнях, например, в Ломатах. Дома в Керамсурке имеют шатровые крыши, что характерно для татарского стиля. Эти наблюдения удивили меня.

Раиль-хазрат Мусин добавляет, что «в Чамзинском районе в русском селе Мач­казерово тоже есть старое татарское клад­бище. Местные жители считают, что ему много веков. Откуда оно там взялось? Го­ворят, что на том месте плуг трактора при вспашке даже в землю не заходит. В Дубен­ском районе Ломаты сейчас единственное татарское село, хотя очевидно, что на этой территории было не одно татарское селе­ние. Например, современные русские села с названиями, происходящими от татар­ских фамилий, – Енгалычево, Кайбичево. Когда я был на празднике села в Никола­евке Дубенского района, то сельчане гово­рили, что среди их предков тоже татары».

- Все эти факты говорят о том, что татары жили на территории нашей республики ис­покон веков, и татарских сел было намного больше, чем сейчас, - считает Раиль-хазрат Мусин. – Возможно, люди переселялись на новые места, подвергались ассимиля­ции. Это уже история. Я планирую дальше продолжать вместе со своими помощни­ками работу в этом направлении. А нам, татарам, надо сохранять то, что есть, чтить свои традиции и духовность.

Альбина ДАВЫДОВА