После прошлогодней победы на «Евровидении» бородатой женщины Кончиты Вурст, казалось бы, уже все равно, кто займет на этом международном конкурсе первое место. Но все же каждая победа на «Евровидении» в значительной мере демонстрирует современные европейские ценности и приоритеты. В прошлом году была на весь мир продемонстрирована симпатия Европы к сексуальным меньшинствам. Как известно, в нескольких ведущих европейских странах официально разрешены однополые браки, и Европа, вместе с США, стремится эту практику продвигать по всему миру.
В этом году на «Евровидении» победила певица Джамала – крымская татарка с Украины, которая спела о депортации крымских татар в 1944 году. Надо сказать, трогательно и красиво спела она о трагической судьбе своей прабабушки: «Я не могла провести свою молодость там, потому что вы забрали мой мир».
Но на самом ли деле Европа так сочувствует трагедии крымских татар, которой сейчас нередко спекулируют некоторые политические силы? Может, более всего Запад воспользовался еще одной возможностью поддержать Украину в пику России; еще раз напомнить Москве о депортации малых народов, об их изгнании с родины? И неважно, что Москва, вернувшая Крым в свои державные границы, заявила о намерении всячески поддерживать национально-культурное развитие крымских татар. Ущемление России даже при малейшей возможности – сегодня одна из «ценностей» Запада.
Политическую подоплеку в победе именно Джамалы усматривают и в Москве. Председатель комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков, например, считает, что «Евровидение» из конкурса песни превращается в поле политических битв и сведения исторических счетов. «Теперь белорусы имеют право петь о сожженной Хатыни, а русские – о мучениках Одессы».
Конечно, национальные певцы имеют полное право в своем творчестве обращаться к сокровенным страницам истории своего народа, выражать свою историческую боль. Другое дело – когда твоей сокровенной болью цинично пользуется политика в своей межгосударственной борьбе. Но и это вполне естественно для такого чрезвычайно политизированного времени, в какое мы живем. Когда идет холодная война, и международные культурные мероприятия так или иначе становятся частью геополитики.
Только вот интересно: победил бы на «Евровидении», например, серб, если бы спел о массированных бомбардировках цветущего города Белграда войсками НАТО в конце XX века? Или – занял бы первое место певец из Палестины, если бы спел об угнетении его народа Израилем?..

Камиль Тангалычев