Большинство из нас заботятся о могилах своих предков: родителей, бабушек и дедушек. А задумывались ли вы, кто ухаживает за могилами тех, кто умер сто и более лет назад? Большая часть этих могил давно сравнялась с землей. Однако есть и захоронения, сохранившиеся до наших дней с тех далеких времен. Это - наша память и наша история, именно поэтому важно сохранить ее как можно дольше.

Осенью  нынешнего года имам мечети, расположенной в селе Новое Кадышево Ельниковского района, Кямиль Хусяинович Сухов, проводя уборку на сельском кладбище, обнаружил уникальные могильные камни XIX века. Мы приехали, чтобы собственными глазами посмотреть на его находки, и были удивлены тому, в каком хорошем состоянии сохранились эти плиты. Более века, а некоторые – более полутора веков постоянно находились то под палящим солнцем, то под проливным дождем, то под сильным ветром и морозом, а выглядят так, будто установлены всего несколько лет назад.

Камни были найдены на старой половине кладбища, где давно не хоронят усопших сельчан. Родственников тех, кому принадлежат могилы, тоже, наверняка, давно нет в живых, поэтому территория старого кладбища заросла густой травой и сухостоем, которые десятилетиями скрывали историческую находку от любопытных глаз.
Аккуратно пробираясь через заросли сухой травы, мы двигались к тому месту, где, по словам имама Кямиля Хусяиновича, когда-то располагались первые захоронения Нового Кадышева. Он безошибочно нашел и показал нам первый камень. Раздвинув траву и ветки, мы увидели ровную белую плиту, практически не тронутую временем. На ней ровными строчками арабской вязью был выведен какой-то текст. Один из моих спутников – заместитель муфтия ЦДУМ РМ Раис-хазрат Янгличев, в совершенстве знающий один из языков, которым владели наши предки – арабский, перевел эти надписи. Оказалось, что в верхней части плиты выдолблены крупные буквы одной из сур Корана, ниже более мелко написано имя и дата смерти того, кто захоронен в этой могиле. Под первой плитой, которую мы увидели, покоится женщина, погребенная в 1899 году.
Осмотревшись, мы двинулись дальше и, обойдя довольно приличную территорию, нашли еще четыре подобных могильных камня. У захоронений, сделанных в период с 1888 по 1899 годы, плиты очень похожи, различаются они, по словам Раиса-хазрата, только почерком, которым нанесены надписи. А вот могильный камень, под которым покоится женщина, похороненная в 1831 или 1833 году, заметно отличается от всех остальных. Во-первых, сама плита изготовлена из породы более темного цвета, чем остальные. Текст суры не выбит на камне, а, наоборот, выступает над основной поверхностью, а вот данные об усопшем в самом низу буквально выцарапаны. Скорее всего, эта надпись была сделана позднее, чем сам камень с текстом из Корана. Кроме того, текст есть не только на лицевой, но и на боковой стороне камня. Эта плита старее остальных, и сильнее повреждена – треснула пополам, многие буквы уже трудно разобрать, поэтому его содержание еще предстоит перевести.
Все это показалось мне очень любопытным, даже таинственным и загадочным. По крайней мере, у меня посещение старинных могил вызвало небывалый душевный трепет и желание узнать обо всем этом побольше. Камни, обнаруженные в Новом Кадышеве, многое могут рассказать о том, как проходил процесс погребения в те далекие годы. Интересно, что ни на одном камне не указано, когда человек родился, есть только год смерти, нет и фамилии, только имя и отчество усопшего. На некоторых камнях есть надписи, которые сделаны арабской вязью, но на татарском языке. Наверняка, если более подробно заняться исследованием этой находки, можно узнать еще много нового и интересного.
Завершив осмотр старой половины кладбища, мы вместе с Кямилем Хусяиновичем отправились к выходу через кладбище новое. Приятно было увидеть ровные ряды ухоженных могил. Сразу становится понятно, что здесь люди чтят память предков. Практически о каждом человеке, мимо могилы которого мы проходили, имам говорил несколько теплых слов. Казалась, он лично знает каждого, кто здесь захоронен. Вот могила, на которой между датами рождения и смерти всего три года.
- Это ребенок, его убило током, а тут мой одноклассник, он тоже погиб молодым,- рассказывает Кямиль Хусяинович.
Вот так, обойдя любое сельское кладбище и узнав истории жизни и смерти его обитателей, можно узнать историю самого села. Ведь здесь находят свой последний приют все: дети и взрослые, молодые и старые, мужчины и женщины, богатые и бедные. Все мы когда-нибудь окажемся там.
По словам имама, весной будущего года они с сельчанами планируют устроить на кладбище субботник. Возможно, после уборки сухой травы и зарослей, будут найдены и другие могильные плиты. Все обнаруженные старинные захоронения будут благоустроены. Ведь это наследие, доставшееся нам от предков, и наша задача сберечь его и передать своим потомкам.

 

Эльвира Байбекова