В этом году в России отмечается 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года. Эта война занимает одно из важнейших мест не только в истории Российского государства, Русской армии, она сыграла судьбоносную роль и в истории Европы. В ходе ее в полной мере проявились героизм, мужество, патриотизм и беззаветная любовь к своей Родине всех слоев российского общества. Так, по словам современника тех событий С.Глинки, «не только стародавние сыны России, но и народы, отличные языком, нравами, верою и образом жизни… готовы были умереть за землю русскую. Мордва, татары, мещеряки, черемисы ревностно и охотно шли на службу». Население мордовского края, как и всей страны, принимало деятельное участие в войне с Наполеоном. К сожалению, исторических документов по участию наших земляков в боевых действиях русской армии, полках ополчения, сборе населением денежных средств на различные военные нужды сохранилось не так уж много. Тем ценнее для нас сегодня сведения, которые имеются в архивных источниках.  А они достоверно свидетельствуют в том числе и о том, что в войне с французскими завоевателями участвовали и татары, проживавшие на территории современной Мордовии. Вот, например, рапорт сельского заседателя Саранского нижнего земского суда Безбородова председателю суда о представлении списка нижних воинских чинов, проживающих в уезде и имеющих отличия военных орденов Святого Георгия и Святой Анны, от 3 января 1818 года. В нем читаем: «… в деревни Черемишевой имеющий знак отличия ордена Святой Анны под № 62603 рядовой Бардей мурза сын Курмашев. Из Натенбургского пехотного полка, отставлен от службы 7 июля 1816 года.
Той же деревни имеющий знак отличия ордена Святой Анны под № 52283 рядовой Нагей Давыдов, сын Давыдов. Из Санкт-Петербургского гренадерского полка, отставлен  от службы 18 января 1815 года.
Деревни Татарской Тавлы имеющий знак отличия ордена Святой Анны под № 52774 бомбардир Телюк Ягудин, сын Ягудин. Из главной артиллерии 20 бригады. Отставлен от службы 10 сентября 1815 года.
Той же деревни имеющий знак отличия орден Святой Анны под № 5791 рядовой Резеп Мегеев, сын Мегеев. Отставлен от службы из Таврицкого гарнизонного батальона в 1816 году».  
Из формулярного списка присяжного Краснослободского уездного казначейства А.Аширова, датированного 7 января 1827 года, узнаем, что унтер-офицер Абдул Аширов, 37 лет от роду, «… в службу вступил в 49 егерский полк рядовым 1812 года апреля 17; из него переведен в лейб-гвардии Московский полк 1812 года июня 17; поступил за неспособностью лейб-гвардии в Гарнизонный баталион 1821-го августа 23; в гвардейскую инвалидную №6 роту  1824-го   октября 24; в таковую же инвалидную №1  роту 1826-го октября 19; определен присяжным в Департамент разных податей и сборов 1826-го октября 27; по увольнению из оного определен в ене казначейство 1827-го января 8.  В походах против неприятеля и самих сражениях был 1813-го августа 6, в Герцогстве Варшавском при блокаде крепости Модлина и до покорения оной в резервном батальоне находился, откуда обратно в Россию 1817-го через город Ковно».
Инвалидная команда, как правило, состояла из отставных солдат и офицеров и находилась в подчинении командования батальона внутренней стражи. Команды служащих и неслужащих инвалидов находились во всех уездных городах России.
Еще один документ - формулярный список о службе рядового Краснослободской инвалидной команды Абдулы Бахитова, датированный 5 ноября 1837 года, рассказывает нам о том, что «Абдул Бахитов, сын Бахитов, могометанского закона, имеет знак отличия орден Святой Анны под №274448 и серебряные медали за 1812 год и «За взятие города Парижа 19 марта 1814 года» и нашивки на левом рукаве мундира из желтой тесьмы в три ряда. Отроду – 52 лет. Поступил на службу из Пензенской губернии Краснослободского округа деревни Старокочетовки, из татар.  В рекруты принят 1812-го января 4 в Тобольский пехотный полк. В отставку вышел 1818-го января 1, потом определен в сию команду. Во время службы своей в походах и у дела против неприятеля именно был – 1812 года в российских пределах против французских войск; 1813-го в Герцогстве Варшавском, Пруссии, Баварии, Вюртембергии, через Герцогство Баденское, декабря 20 через реку, 1814 года марта 18 при взятии города Парижа находился…»
Несколько татарских фамилий значатся и в рапорте дворянского заседателя Краснослободского земского суда Попова от 13 августа 1826 года пензенскому гражданскому губернатору Ф.П.Лубяновскому о представлении  списка уволенных от службы нижних воинских чинов, имеющих право на получение медали «За взятие Парижа 19 марта 1814 года». Среди них:  «Муртаза Давыдов Бечурин, фейерверкер 3-класса 10 артбригады, находился при взятии Парижа. Уволен со службы 1821 года 16 мая, жительство имеет в деревне Буртасах. Абдул Сафаров Деушев, унтер-офицер Краснослободской  инвалидной команды, находился под стенами Парижа при взятии форштадта и вступлении в Париж. Уволен со службы в 1823 году 17 марта. Жительство имеет в деревне Татарские Юнки».
О том, что многие татары оказывали финансовую помощь на военные нужды, узнаем из протокола Пензенского губернского дворянского собрания о лицах, внесших денежные суммы в губернский Комитет по сбору пожертвований по уездам Мордовии с 12 сентября 1812 года по 1 августа 1813 года.
В частности, в список жертвователей по Инсарскому уезду внесены: служилый татарин деревни Нагорные Полянки Аит Еналеев – 25 рублей, деревни Большие Иссинские Полянки Туйгун и Асеин Норбековы – 50 рублей, Альмяш Муслимов – 25 рублей, Мурза Осин Хановеров – 25 рублей, Абдул Абдрашитов – 5 рублей.
В списке по городу Крснослободску значатся: капитан князь Девлеткильдеев – 5 рублей, титулярный советник князь Девлеткильдеев – 5 рублей, прапорщик князь Еникеев – 25 рублей, Коллежский регистратор князь Енгалычев – 10 рублей.

Подготовил Владимир Ермишев