В селе Сургодь Торбеевского района журналисты нашей газеты бывали уже не раз. Однако и теперь, оказавшись в Торбеевском районе, мы не смогли не посетить это замечательное село – родину известного татарского поэта Хади Такташа. Сургодь встретила нас небольшим дождем, но гостеприимные жители села не дали нам промокнуть. Встретиться с новым главой администрации Сургодьского сельского поселения Фаридом Тагеровичем Эртугановым по некоторым причинам не удалось, и сельчане посоветовали нам навестить его предшественника Равиля Загидовича Бадаева.
Равиль Загидович очень доброжелательно встретил нас, пригласил в дом и рассказал о родном селе. Сам он 11 лет работал председателем колхоза имени Хади Такташа, затем долгие годы трудился начальником газового участка в Торбеевском районе, последние 8 лет до ухода на заслуженный отдых занимал должность главы администрации Сургодьского сельского поселения.

- Сургодь (по-татарски Сыркыды) расположена на левом берегу реки Парцы, места здесь очень красивые, земли плодородные. В Сургодьскую сельскую администрацию входят поселок Майский, в котором проживают 14 человек, и деревня Черёмушки, население которой – 22 человека,- рассказал Равиль Загидович.
Точно известно, что в 1834 году в селе была мечеть, так как именно в этот период татарин Инакаев вёл переписку с Общероссийским магометанским духовным собранием об утверждении его имамом в местной соборной мечети. Спустя почти тридцать лет, в 1862 году в селе была все еще одна мечеть, однако уже в конце 1881 года был утвержден проект постройки третьей мечети.
В 1862 году в селе в 180 дворах проживали 1354 человека. Но уже в начале XX века татарское население Сургоди составляло 2580 душ обоего пола. В этом селе имелись две татарские школы, в одной из которых обучалось 60, а в другой 28 мальчиков. Преподаванием занимались местные муллы Абубекр Янакаев и Сятреддин Уваркин. Обучение велось по старому методу – на татарском языке с использованием в качестве алфавита арабской вязи. У крестьян Сургоди существовало подворно-наследственное землевладение. Однако к концу XIX века татарам пришлось поделить землю по душам. К такому решению тогда отказались присоединиться домохозяева, у которых сохранились довольно крупные участки. По переписи 1882 года оказалось, всех домохозяев (вместе с русскими и мордвой) было 286 человек, из этого числа 227 человек состояли в земельной общине. Лишь 59 домохозяев имели отдельные наследственные подворные участки земли, которых не коснулся передел.
До советской территориальной реформы село относилось к Зарубинской волости Спасского уезда Тамбовской губернии. После реформы оно отошло к Мордовской АССР. В 1930 году в Сургоди был организован колхоз им. Сталина, который в 1996 году был преобразован в СХПК им. Х.Такташа, а с 2004 года хозяйства в селе нет. Большинство сельчан трудятся на Торбеевском мясокомбинате, благо ежедневно за работниками в село приезжает служебный транспорт.
В современном селе есть школа, библиотека, медпункт, Дом культуры, отделение связи. По результатам последней переписи населения в Сургоди проживают 329 человек, из них 120 – татары, остальные русские и мордва. Следует отметить, что еще буквально 10 лет назад по переписи 2001 года в селе проживало 418 человек, большую часть населения составляли татары.  Когда-то татарское село постепенно «обрусевает», сейчас татарское население составляет чуть более трети.
Новая мечеть в Сургоди была построена в 2004 году. К сожалению, ее двери открываются для сельчан всего 2 раза в год: здесь проводятся праздничные богослужения на Ураза-байрам и Курбан-байрам. Имама в селе сейчас нет, порядок в ней поддерживает Рашид Абидуллович Коновалов, он же открывает двери для всех, кто желает совершить намаз или просто посетить мечеть.
Супруга Равиля Загидовича Бадаева Румия Загидулловна - педагог с сорокалетним стажем. Все это время она преподавала в сургодьской школе химию и биологию. Сейчас в школе обучается всего 32 ученика, хотя в начале двухтысячных их было более ста. Чистокровных татар в Сургоди практически не осталось, так как большинство семей смешанные. Возможно, именно поэтому, по мнению Румии Загидулловны, дети в селе не знают татарского языка, а также обычаев и традиций татарского народа. Как школьная дисциплина татарский язык преподается в сургодьской школе только в 9 классе.
Главную достопримечательность села – музей поэта Хади Такташа, открытый в Сургоди в 2005 году, мне показала Равиля Алимовна Коновалова. Более сорока лет она преподавала в сургодьской школе русский язык и литературу, 13 лет работала директором школы. Долгие годы занималась изучением истории села, вела кружок «Татарская национальная культура», собирала материалы для школьного краеведческого музея, именно ее сельчане считают одной из основателей музея Хади Такташа.
- Потомков Такташа в селе нет, - рассказывает Равиля Алимовна, – из подлинных экспонатов музея могу отметить плетеный, похожий на сундук дорожный чемодан поэта, который передала нам его тетя, полотенце, вышитое сестрой Хади, и несколько старинных стульев, взятых в доме его родственников. Все остальное – вещи той эпохи, но к жизни поэта отношения они практически не имеют.
Музей посещают школьники из различных районов республики, для них проводят экскурсию, рассказывают о жизни поэта, его судьбе.
С сожалением Равиля Алимовна говорит о том, что на содержание музея, который находится на балансе Сургодьского сельского поселения, не хватает средств, экспозиция не обновляется, интерес к музею постепенно угасает.
Из Сургоди я уезжала со смешанными чувствами: с одной стороны, мне очень понравилось это красивое, живописное село, его отзывчивые, гостеприимные жители, с другой - обидно и больно осознавать, что, возможно, через некоторое время оно может исчезнуть с лица земли. Последнее десятилетие его истории наглядно показало, что это вполне реально. Да и дождь перед отъездом из Сургоди разошелся не на шутку, поддерживая мою грусть и эти невеселые мысли.

 

Эльвира Байбекова