Совершая поездку по татарским селам Атюрьевского района, первым делом мы направились в Усть-Рахмановку, о которой ранее были немало наслышаны. Это небольшое село входит в Большешуструйское сельское поселение вместе с деревнями Малый Шуструй, Татарское Тенишево и селом Большой Шуструй. Сельское поселение возглавляет уважаемый в этих краях человек - Загидулла Абидуллович Теркулов. Приехав в село, благо дороги здесь хорошие, мы решили навестить старожилов Усть-Рахмановки, долгожителей – Фярита Феткулловича и Санию Абидулловну Айгистовых. Материал об этих простых и в то же время удивительных людях наша газета уже публиковала. Фярит Феткуллович летом этого года отметил свое 90-летие. Его супруга на пять лет моложе, ей «всего» 85. Вот уже 64 года они вместе: и в радости, и в горе. Вместе вырастили и воспитали троих детей: дочерей Адилю и Зульфию,  сына Рафаиля. Сейчас у них уже 9 внуков и 4 правнука.
Фярит Феткуллович долгие годы занимает должность сельского имама,  сейчас он болеет: ноги не ходят, однако праздничный намаз в мечети на Курбан-байрам провел.

- Люди очень просили, сказали, если сам не сможешь дойти, на руках отнесем, - говорит Фярит Феткуллович.
Его супруга Сания Абидулловна, несмотря на свой преклонный возраст, быстро накрыла на стол. И чего там только не было: и горячие пирожки с картошкой, и ароматное варенье, и бялеш – закрытый пирог с яблоками.
- Пойдемте пить чай, я вас так не отпущу, у нас так не принято, - на родном татарском языке пригласила нас хозяйка.- Вот это попробуйте, сноха приготовила  – «пешкян каймак» (печеная сметана).
На столе в небольшой эмалированной кастрюльке было что-то очень похожее на сливочное масло. В наших краях домашняя сметана так не выглядит. Я поинтересовалась рецептом. По словам Сании Абидулловны, «пешкян каймак» готовят так: коровье молоко пропускают через сепаратор, получают сметану, затем перекладывают ее в посуду, ставят на газ и на медленном огне доводят до кипения. Затем выключают и остужают. Она уваривается, приобретает кремовый оттенок, приятный вкус и плотность сливочного масла.
- Так она вкуснее и дольше хранится, - пояснила мне Сания Абидулловна.
Попив чаю и отведав пирогов со сметаной, мы поблагодарили гостеприимных хозяев и отправились дальше.
По дороге в школу Загидулла Абидуллович Теркулов немного рассказал нам о своем «хозяйстве»:
- На территории сельского поселения проживает 510 человек, у нас есть две мечети – в Усть-Рахмановке и Большом Шуструе. В последние годы мы построили 7 домов для пожилых людей с использованием сертификатов по программе «Жилье для ветеранов». Есть газ, водопровод, дороги полностью заасфальтированы.  Да и вообще, места у нас здесь хорошие, красивые: есть и лес, и речка.
В Усть-Рахмановской школе нас встретила директор Земфира Исмаиловна Минькова. Недавно за плодотворную работу в деле воспитания подрастающего поколения она была награждена Почетной грамотой Государственного Собрания Республики Мордовия. В школе обучаются ребятишки со всех окрестных деревень, в том числе, из села Старое Аллагулово Ковылкинского района, где есть только начальная школа.
История здания, в котором сейчас располагается школа, очень интересна. До 70-х годов прошлого века это было подворье уроженцев села двух братьев Акчуриных. В одном хозяйстве у зажиточных братьев было все одинаковое: два добротных дома, два больших каменных сарая, даже по тополю у каждого сарая посадили, чтобы все было симметрично. За домом находились надворные постройки, подвал дома был очень просторным и высоким, там размещались конюшни. Стены дома толщиной почти в метр, стоят с конца позапрошлого века и простоят еще столько же.
Братья Акчурины жили дружно и ладно, пока не началась коллективизация.  В колхоз братья вступать отказались, ведь главным условием была передача всего имущества в общее пользование. Тогда руководство созданного в селе колхоза принимает решение раскулачить купцов. Узнав от этом от своих приближенных, Акчурины собирают свои семьи и ночью тайно покидают село. В домах они оставили практически все: утварь, мебель, одежду. В хлеву осталась и почти вся скотина. Не нашли коллективизаторы только несметные сокровища, которые, по их сведениям, были у братьев в огромном количестве, да лошадей. Некоторое время по селу ходили слухи, что братья побоялись забирать с собой золотые деньги и украшения, поэтому зарыли клад где-то в окрестностях Усть-Рахмановки. Однако где, никто не знал.
В 70-е годы заброшенные к тому времени дома братьев Акчуриных решили объединить и разместить там школу. У двух отдельных домов, которые располагались буквально в четырех-пяти метрах друг от друга, сломали соседние стены и застроили середину. Так получилось длинное здание современной школы. Во время реконструкции строители не переставали удивляться, насколько прочные и добротные дома строили себе наши зажиточные предки. Как говорится, на века.
А после реконструкции школы в те же 70-е годы в Усть-Рахмановку приехал кто-то из потомков сбежавших от раскулачивания братьев. Приехал, как поговаривают сельчане, с картой, поселился у кого-то из дальних родственников, переночевал одну ночь и уехал. После его отъезда по селу пошли разговоры о том, будто этот человек приезжал за кладом Акчуриных, нашел его, откопал и забрал. Правда ли это, остается только гадать.
В Усть-Рахмановке есть еще много легенд и преданий старины, местные жители бережно хранят историю родного села и передают ее из поколения в поколение. Ведь история – это бесценное наследие предков, которое, к сожалению, очень легко потерять. Усть-рахмановцы делают все для того, чтобы его сберечь.

 

Эльвира Байбекова