На пятом съезде Всемирного конгресса татар, состоявшемся в декабре 2012 года в Казани, я видел много людей, для которых важна именно родная национальная стихия. Они стремятся, ощутив себя татарами – частью своего народа, почувствовать твердую почву под ногами. Прежде всего для этого многие из них и приехали в Казань, делегированные национальными общинами из разных частей света. Они приехали для того, чтобы чуть ли не физически ощутить, что есть большой и сильный татарский народ, для которого ты – неизменно свой. Более того, для них важно было убедиться, что это – не ропщущий народ; это – народ, имеющий мощную духовную, мировоззренческую, историческую и даже политическую энергетику. И цивилизованный татарский народ, живущий среди многих других цивилизованных и энергетически сильных народов России и всего Земного шара, размышляет, находит ответы на тревожные вопросы самосохранения в мире, не впадает в уныние; этот народ – не исчезает!
Татарка по имени Фаимя приезжала на съезд Всемирного конгресса татар из Латвии. Еще в советские годы после торгового института в России она была направлена на работу в прибалтийскую республику, где затем вышла замуж за латыша и осталась там жить. Она замечательно, с особой сочностью говорит по-татарски, произносит предложения так, будто ягоды вкушает. Родной язык, татарское национальное самосознание – будто ее Ноев ковчег в холодном для тюркского сердца океане прибалтийской культуры. У нее две дочери, которые, по ее словам, больше чувствуют себя татарками, интересуются родной культурой и языком матери. И муж-латыш к этому, как ей кажется, относится не только с пониманием, но и с уважением.
Национальность добровольно не покидает человека никогда. Национальность можно хладнокровно изгнать из своего имени. Можно Ибрагиму Исмаиловичу назваться «Иваном Ивановичем» и всю жизнь так прожить. Но все равно, даже в отдалении, его национальность будет любить его, сочувствовать его вольно или невольно раздвоенной душе и будет желать ему только добра, молиться и плакать о нем, как мать. Все равно будет помнить о том, что Александр Матросов – это Шакиржан Мухамметжанов. И вместе с ним его татарская национальность будет бросаться на немецкую амбразуру ради спасения России – великой родины татар. И татарская национальность никогда не забудет о том, что русский советский поэт Михаил Львов – это Рифкат Габитов, рано потерявший родителей и воспитывавшийся в доброжелательной русской среде. И его татарская национальность, благодарная русскому народу за поддержку и воспитание Рифката Габитова, уже вместе с Михаилом Львовым будет молча писать знаменитую общечеловеческую песню: «Клубились яростно метели по сталинградской по земле. Дымились потные шинели, и шли солдаты по золе».
А с Фаимёй ее татарская национальность смиренно переехала в Латвию и с изящным латышским акцентом говорит по-татарски…

Камиль Тангалычев