Кандидат исторических наук Любовь Николаевна Щанкина немало места в своих этнографических исследованиях посвятила изучению одежды татар Мордовии. Все ее выводы сделаны на основе рассказов жителей разных татарских сел. В этом номере газеты расскажем об одежде, которую носили татары-мишари. Может, стоит  «покопаться»  в сундуках наших бабушек – наверняка в них можно найти много интересного из того, что было «модно» во времена их молодости.Одежда татар подразделялась на будничную (повседневную) и праздничную (выходную). Для каждого сезона была своя одежда. В прошлом она изготовлялась в основном из тканей собственного производства (шерсти, кожи), позднее – из фабричных тканей (шелка, бязи, ситца). Наибольшей популярностью пользовались яркие ткани, в том числе разноцветные. Из однотонных чаще употреблялись ткани голубого, зеленого, желтого, малинового, бордового, реже красного, цветов. В «Пензенских губернских ведомостях» в 1860 году писали, что «татарские крестьяне, сравнительно с русскими, живут богаче и имеют лучшую одежду; как красиво и роскошно для поселян они одеваются во время татарских праздников: на них шелковые платья, а красивые женские сапоги («ичики») почти на всех».
Характерной чертой мужской татарской одежды было то, что рубаха, в отличие от мордовских, не подпоясывалась. В прошлом мужчины носили рубашки-косоворотки с тремя пуговицами впереди. Штаны шили из ткани в продольную полоску. В качестве верхней одежды татары-мишари носили камзолы, казакины, бишмэты, на голове – тюбетейки. По покрою одежда шилась свободной, чтобы при работе не сковывала движений. Девушкам и женщинам запрещалось носить платья, облегающие и подчеркивающие фигуру, они были длинными и широкими, с рукавами, прикрывавшими ладони, открытыми оставались лишь пальцы, полагалось также носить штаны, которые по покрою не отличались от мужских.
Среди женщин широкое распространение получили рубахи с отрезной талией и отложным воротником. Девичьим головным убором считалась тайка или вязаный калфак с ука-чэчэк и покрывало для лица («беркэнчек»). А  в свадебном обряде прослеживается момент смены головного убора новобрачной: в доме мужа с нее снимали девичий головной убор и повязывали тастар. Специальное свадебное покрывало, напоминающее фату русских, существовало только у темниковских мишарей, в других группах молодой жене при переезде в дом мужа закрывали лицо куском шелковой ткани или шалью. В день свадьбы жених обязательно надевал рубашку, подаренную невестой. Другие детали свадебного костюма установить не удалось.
Головные уборы женщины носили всегда, без них не разрешалось выходить из дома. В зимнее время женщины завязывали по три платка, при входе в чужой дом снимали только верхний (пуховый). В прошлом женщины носили разнобразные головные уборы (тастары, кашпау, колпаки). Особое значение придавали украшениям, которые носили не только для красоты, но и в качестве оберегов.
Из обуви в прошлом носили лапти мордовского образца, а также татарские лапти, которые плелись быстрее и считались более удобными. Для последних было характерно, что лапти на правую и левую ногу не различались между собой. В будние дни обычно носили валенки белого цвета, считавшиеся более прочными, по праздникам – черные. Из кожаной обуви у татар-мишарей наиболее распространенными были сапоги (итек, читек) желтого, коричневого, черного цветов.
С повышением материального благосостояния татарских семей и распространением промышленных изделий произошли изменения в повседневной и праздничной одежде: были заменены бешметы на фабричное пальто, казакин и камзол – на пиджак и жакеты.

Подготовила Альбина Давыдова