Моя бабушка, которая всю жизнь прожила в селе Татарская Тавла Лямбирского района, рассказывала, что когда-то ее предки, а значит, и мои, жили вместе с мордвой-эрзей в селе Подлесная Тавла Кочкуровского района. А потом по какой-то причине татары уехали и обустроились на новом месте, которое и стало называться Татарской Тавлой. Удивительно то, что в Подлесной Тавле Кочкуровского района, Татарской Тавле Лямбирского района и в Напольной Тавле Октябрьского района Саранска дома строились по одной технологии  и до сих пор старые дома выглядят одинаково – все они саманные. Кроме этих трех сел, саманные жилища в республике практически нигде больше не встречаются. Наверное, и правда, когда-то Тавла была общим населенным пунктом для мордвы и татар.   Многие десятки лет жили эти два народа бок о бок в одном селе. Создавались семьи, рождались дети, умирали люди. Все жители Подлесной Тавлы знают о горе Татар пандо. Так здесь называется старинное татарское кладбище, на котором похоронены предки жителей Татарской Тавлы.
- Я читал в разной литературе, что Подлесную Тавлу основали эрзяне. Но слово «тавла» по-татарски – «гористая местность» («тавлы»), поэтому я вполне уверен, что назвали это место именно татары. Мой тесть, 1917 года рождения, рассказывал мне немало историй, связанных с Татар пандо, - говорит пенсионер Виктор Николаевич Радаев, житель Подлесной Тавлы. -  Например, что еще в 30-40-е годы на мусульманские праздники приезжали в село на нескольких подводах мужчины. Они ходили специально на кладбище и читали молитвы. Женщин с ними не было, так как знаю, что татарские женщины не посещают кладбища. Да и сейчас, говорят, специально приезжает пожилой мужчина и молится на этой горе. Со мной был тоже такой случай, произошедший в 1965 году. Нам нужна была для строительства глина, и мы раскопали землю на горе на метр-полтора глубиной. Когда грузили глину в машину, то наткнулись на человеческие кости. Мы бросили это место. Знаю, что примерно в том же месте хотел строиться один предприниматель, но когда начали рыть землю, то стали попадаться кости.
Уроженец села Татарская Тавла Фаиль Ильясович Жалимов всегда интересовался историей своих родных мест.
- Да, я  тоже слышал, что на той горе буквально несколько лет назад кто-то хотел построить дом, - рассказывает Фаиль Ильясович. - У него пошли неприятности, неудачи. Строительство он забросил. Ему сказали, что здесь находится мусульманское кладбище. Однажды мне пришлось с товарищами жить около двух недель в Подлесной Тавле, так как мы пилили деревья в лесу близ села. Местные жители рассказывали нам про Татар пандо. Земля на этой горе похожая на мел, видели камни, может, они надгробные?  В Подлесной Тавле есть семьи, прадеды которых были татарами и не захотели уйти с насиженных мест. Читая разную литературу, я сделал вывод, что в Подлесную Тавлу татары приехали с темниковской земли как защитники на границе российского государства. Они служили русскому царю, за что им выделяли земли вокруг новой крепости – Саранска. Наверное, поэтому не случайно вблизи  города так много татарских сел.
И многие, наверное, обращали внимание на то, как порой тесно переплетены татарский и мордовский языки. Довольно значительное место в эрзянском и мокшанском языках занимают заимствования из тюркских языков. Но первое место из тюркских заимствований занимают татарские слова. Например,  наши слова можно найти в обоих мордовских языках: «айгор» – жеребец, «сокор» – слепой.
- Когда наши тавлинские татары уехали искать себе новое место жительства, то сначала они поселились на опушке леса, ведущего к Атемару, - продолжает Жалимов. – Это место называлось Иске ил. Скорее всего, это было лет 300 назад. А потом перебрались туда, где и находится Татарская Тавла. Причем первые дома появились на улице Урта урам. Когда-то там стояла сельская мечеть, территория вокруг нее называли майданом, недалеко текла речка. Я помню, какая в ней была чистая вода, женщины стирали в ней белье, а мы, мальчишки, купались.
Историки согласны с тем, что оно образовано переселенцами из села Подлесная Тавла, но предполагают, что гораздо раньше – во второй половине 17 века. Село Татарская Тавла  впервые упоминается в «Атемарской десятне 1679-1680 года». По преданиям, первыми переселенцами стали Х.А. Секаев и А.И. Абляев, темниковские служилые татары. Кстати, эти фамилии являются распространенными в Татарской Тавле до сих пор. Они с семьями нашли новое пристанище.
- Я слышал и такую легенду, - говорит Виктор Николаевич Радаев. – Татарский парень был влюблен в эрзянскую девушку. И когда татары хотели уезжать из Подлесной Тавлы, этот парень спрятался, так как не хотел расставаться с ней. Его искали долго – считали предателем, но не нашли.  Так и остался он здесь, женился на эрзянке. У моего двоюродного брата дед Яков Павлович Чарин говорил, что он татарин в пятом поколении. Он как раз и есть потомок того татарского парня и эрзянской девушки. И прозвище их семье дали простое – «татары». Правда, брат обижался, когда говорили ему – «татарин».  Но сейчас мало в селе осталось старожилов, которые, может быть, рассказали бы больше. В Подлесной Тавле – большие холмы, горы, как их называют. Здесь у нас лыжная база, приезжают кататься на горных лыжах. Катаются с западной стороны горы, а само татарское кладбище находится с южной стороны. Но вот почему татары ушли с насиженных мест – остается только догадываться. Говорят, что татарский и эрзянский старейшины поссорились, а может, просто хотели жить отдельным селом.

Альбина Давыдова