Четыре километра отделяют татарскую деревню Акашево (Акаш) Темниковского района от трассы федерального значения. Четыре километра – и ты оказываешься в совершенно другом мире, который местные жители характеризуют простым словом «простор». Две улицы с численностью населения 18 человек, одна корова на всю деревню и удивительная заботливость друг о друге. Автобус забирает в школу в Тарханы четверых детей – Юлию, Диану, Диму и Славу. На работу спешит только одна женщина – Янбухтина Сания. Остальные жители деревни пенсионеры, либо занимаются личным подворьем. Как, например, семья Янбухтина Анвяра Алимовича, который оформил программу КФХ и занимается разведением особой породы овец – романовских.
- Привез муж 20 голов этой породы два года назад из Ярославля. Они отличаются своим характером от обычных овец. Если что не по ним, ругаешь их, говоришь об их не лучших сторонах, то они начинают фыркать на тебя. Могут и боднуть сзади, – улыбается Румия Шекюровна, жена Анвяра Алимовича. – Осенью у нас было более ста голов. Хорошо, что дочери – мои главные помощницы, без них, как без рук.

Юлия, старшая, отлично управляется с ними, помогает и на нашей пасеке. Во время роения пчел, надев шляпу и белый халат, сторожит, не дает «уйти» новой семье. Анвяр научил ее ездить на скутере, машине, тракторе. Диана тоже во многом помогает мне. Отрада души – наша младшая дочь Лейсан. Сын Владик учится в Санкт-Петербурге в Нахимовском училище, каждое лето приезжает домой.Увидев мой взгляд в сторону одинокой коровы, привязанной к столбу и мирно щипавшей травку, Румия Шекюровна поясняет:
- Раньше, еще несколько лет назад, было в Акашеве свое стадо. Небольшое, несколько коров и овцы. Мы два летних месяца из трех пасли его. Потом решили: хватит. Проще привязать корову, перенося время от времени колышек с цепью. А овцы…Романовская порода отличается умом – они не уходят далеко от дома. Щипая траву, овцы то и дело поднимают голову и оглядываются, видно ли дом. Так и бродят в «его видимости», поэтому нет особой необходимости, чтобы с ними был кто-то из людей.  
Семья Янбухтиных не похожа на другие молодые семьи еще и тем, что они не стремятся покинуть родную деревню. Однажды у них появлялась мысль переехать - Анвяр Алимович и Румия Шекюровна присмотрели участок в городе Краснослободске. Но побывав там, осмотрев предполагаемое место для дома, Румия Шекюровна сказала мужу «Ты хочешь увезти меня из Акашевского простора?». Переезд не состоялся.
- Здесь воля, какой никогда не будет в городе, – улыбается Румия Шекюровна. – Мы живем очень дружно, заходим друг к другу в гости.
И как будто в подтверждение этих слов к нам подходит Шамрат, живущий в доме напротив. Со своей семьей они переехали из Таджикистана в Мордовию, обосновались в Акашеве. Жена Зайнура следит за домом, дети Дима и Слава учатся в школе в Тарханах, младшая Динарочка родилась здесь, ей всего лишь 2 года. Шамрат расспрашивает о здоровье хозяйки дома, о делах, о муже. Спрашивает, сколько сейчас стоит килограмм мяса и обещает зайти за барашком. Шамрат привез из Москвы, куда он ездит на заработки, дезинфицирующие средства и предлагает их соседям. Бесплатно, просто потому что привык делиться тем, что есть, с хорошими людьми.
Диана и Юлия проводят мне экскурсию по Акашеву, рассказывая, кто живет в каком доме.
- Равиля Кадимовна Янбухтина со своим мужем Равилем Михтяховичем живет почти напротив нас. Ее дочь Рамзия Равильевна живет в Енакове, внуки Алиса и Азат навещают бабушку. Здесь живет Айша Хуснетдиновна Янбухтина, сейчас у нее приехал сын Равиль абзи из Москвы. Это он катался здесь на скутере. Напротив дом Нюрии Хуснетдиновны Трегуловой, сестры Айша апы. В этом маленьком доме – Разыя Ганиевна Агеева, она уже три года на зиму уезжает в Питер, а в мае возвращается на родину. В этом году на майские праздники к ней приехал внук Ильдар Урманчиев. Он в прошлом году не смог провести здесь лето, сейчас воспользовался долгими выходными.
Адиля Абяновна Агеева живет в конце деревни одна в зеленом домике. Сегодня она печет пироги и варит мясо – завтра проводит поминки (хатем).
Несмотря на почтенный возраст, женщина держит овец. Сзади ее дома протекает Акселка, небольшая речушка. Там же находится еще одна улица Акашева, так и названная – Заречная. От девочек я узнаю, что хлеб и другие продукты им в Акашево завозит женщина по имени Вера, которая ездит по удаленным деревням на своей машине. Ко времени ее приезда жители потихоньку выходят к своим домам, прикладывая руку к глазам и вглядываясь вдаль – не приехала ли еще Вера. Если кого-то нет во время покупки хлеба, мигом звонят и торопят выйти, иначе придется идти до магазина в Тарханах.
В 2012 году вернулся из Санкт-Петербурга в родную деревню Азис Фяритович Урманчеев.
- Я вышел на пенсию в 55 лет, потому что работал на вредном производстве – сварщиком. От этого и поседел раньше времени, – показывает Азис Фяритович на свои, как снег, белые волосы, снимая кепку.– За все годы, проведенные в городе, я сменил только три места работы.
В деревне я пока живу один. Вскопал участок перед домом. Облагораживаю территорию. Ношу из колодца воду, потому что водонапорная башня у нас старая, пора бы заменить насос. А жителей тут – раз-два и обчелся.
В январе ко мне приезжала моя жена Сания, которая родом из деревни Сухово Темниковского района, теперь должна приехать в июле в отпуск.
Любитель перебирать клавиши баяна, Азис Фяритович по вечерам играет для себя на скамейке у дома. Пристрастие к музыке ему передалось от отца, который тоже был знатным баянистом. Вспоминает АзисФяритович, как вечерами, когда был еще пацаном, бегал на вечера и слушал, как играют другие. Играл он и в Питере на свадьбах, когда просили. Душа лежала к татарским мотивам, к песням, которые он знает с детства. Играл вечером и в городской квартире.
- В городе не разойдешься – шуметь можно только до 23 часов. Но у меня был сосед хороший. Он говорил так: «Ты играй, я слушаю». Дома у меня и аккордеон есть, и баян. Братья тоже понемногу играют. Равиль, сын Айша апы, хорошо исполняет татарские песни. Если попросить, без проблем сыграет любую русскую современную песню. В прошлом году я выступал на концерте в Тарханах и в Темникове и в этом году приглашение поучаствовать я принял с удовольствием, – рассказывает Азис Фяритович. Вглядываясь в его смуглое лицо, добрые насмешливые глаза, невольно представляешь музыку, которую он играет: веселые татарские песни, прозванные плясовыми.
Огорчает Азиса Фяритовича, что нет в Акашеве своей мечети.
- Видишь, что осталось от старой? – показывает рукой на здание без крыши, у которого едва стены не падают в разные стороны. – Я понимаю, что в Акашеве осталось мало народу. Но хотелось бы видеть рядом со старой мечетью новую, на 12-15 человек. И дорогу до нее. А то асфальт обрывается у первого дома, дальше петляет грунтовая, хорошо протоптанная за долгие годы. Да и газ у нас по-прежнему в баллонах.
Вскоре Акашево наполнят звонкие голоса детей и подростков, возле домов появятся машины с номерами других регионов, начнется сезон шашлыков, походов на пруды и речку.
- Летом здесь собирается до 50 человек. После долгого трудового дня мы не прочь сделать вкусные шашлыки, на которые соберутся друзья и родственники, – рассказывает Румия Шекюровна Янбухтина. – Несколько лет назад внук Айша апы женился. Свадьба была по месту жительства молодых - в Москве. Но, приехав сюда с молодой женой, они ее отметили среди своих односельчан и друзей. Праздновало все Акашево: шашлыки, татарские песни, танцы. Много-много хороших фотографий и приятных воспоминаний осталось с того дня.
Тихо течет жизнь Акашева. Никаких грандиозных событий, обычная деревенская жизнь, наполненная трудом, приемом гостей, обменом новостей с соседями, проведением поминок (хатемов). Жители стараются во всем поддерживать друг друга и помогать, ведь по-другому в этом мире нельзя.

Гульфироза Еникеева