Каждый человек хочет быть причастным к своим корням, и этому способствует изучение своей родословной. Знакомство с семейными преданиями дает чувство сопричастности к истории – в этом событии участвовал мой дед, а в этом – мой отец. Занятие генеалогией, составление таблиц с датами жизни предков дают возможность осознать связь с историей. Один мудрец сказал: «Когда на родовом древе зарождается новое яблочко, созреть ему сильным, крепким, могучим помогают именно соки мощных корней всего родового древа». Первый известный документ, касающийся моей родословной, в которой упоминается мой прямой предок по мужской линии в 14-м поколении Ямаш мурза князь Мангушев, датируется 1613 годом. Это государственная охранная грамота воевод князей Д.Трубецкого и Д.Пожарского, лидеров патриотического движения, данная по приговору (решению) Совета всей земли, вскоре после прихода нижегородского ополчения в Москву (в январе 1613 года). В грамоте говорится, что по велению воеводы Андрея Хилкова мурзы Баюш Разгильдеев и Ямаш Мангушев собрали алатырских татар, мордву и служилых людей, пошли на ногайских воинских людей, напавших на алатырские и арзамасские земли. В районе деревни Чукалы (современная территория Мордовии) на Пьяне дали решительный бой. При этом был убит предводитель ногайцев Курмамет.
Воеводы от имени Совета всей земли дали будущему царю наказ дать алатырским татарам тарханную грамоту с красною печатью, подобную тем, какие имели темниковские, кадомские, шацкие, цненсие и касимовские татары. Царь выполнил этот наказ – в 1618 году на имя Баюша мурзы Разгильдеева и Ямаша мурзы сына Мангушева была дана грамота, узаконивающая поселение татар в Арзамасском уезде, подтверждающая оценку действий во время указанного сражения.
Грамота, данная в 1618 году князю Баюшу Разгильдееву да Ямашу Мурзе Князь Мангушеву со товарищи, гласит «Божиею милостию мы Великий Государь Царь и Великий Князь Михаил Федорович Всея России Самодержец пожаловали есьми Алатырскаго города Князей и Мурз и татар: Князя Баюша Разгильдеева да Ямаша Мурзу Князь Мангушева с товарищи…»
По этой грамоте мурзы были наделены княжеским званием, всем татарам должны были дать жалованные грамоты на поместья. Все поселившиеся в Алатырском уезде служилые татары должны были продолжать служить государству из-за земли, предоставленной служилым татарам навечно. К великому сожалению, никакие прежние заслуги татарской знати (мурз, князей, воевод) не спасли от страшных испытаний, которые они пережили на почве религии: неблагодарный потомок царя Михаила Федоровича, царь Петр Первый, приказал всем мурзам и князьям либо принимать крещение, либо потерять титулы, крепостных людей и лишиться своих поместий. Ломатские Мангушевы выбрали верность своей религии – исламу и при этом потеряли власть и большую часть своего имущества.
Рассматривая свою родословную, я убедился, что Ашировы из села Ломаты являются прямыми потомками князей Мангушевых по мужской непрерывной линии и являются наследниками Ямаша мурзы князя Мангушева.
По приглашению генеалогической исследовательской организации «Родословие» города Иркутска, которая заинтересовалась моими работами по восстановлению родового древа, 12 сентября нынешнего года поездом Новосибирск – Владивосток я отправился в город Иркутск. Уже в дороге меня ожидали приятные встречи. Как только поезд тронулся, ко мне подошла девушка с разносом в руках и спросила: «Вы Анвар?» Я ответил: «Да!» После этого она пригласила меня в вагон-ресторан, сказав, что меня там ждут мои землячки. Я, конечно же, удивился, но отправил с этой девушкой шоколадки для моих тогда еще не знакомых «землячек». И вот уже через некоторое время за мной пришли две татарочки. Оказалось, они работают в этом поезде и на самом деле были из Осинников. Мы весь вечер общались. Время пролетело быстро, на следующий вечер я был в Иркутске. Землячки пожелали мне доброй дороги, и я вышел на перрон. На железнодорожном вокзале меня встретила Бибигайша Калимулловна Аширова (Макогон), моя двоюродная сестра по дедовской линии, которая работает директором Заларинского краеведческого музея. Именно она и организовала встречу с организацией «Родословие».
14 сентября в Иркутской библиотеке в одном из залов состоялась встреча, на которой я должен был выступить с докладом (описать открытия, которые мне удалось сделать, опираясь на архивные данные). Слушателей собралось довольно много. Свое выступление я разделил как бы на две части: в первой я рассказал, с чего все началось, какие были цели, и что удалось сделать, какие исторические документы использовались в моей работе. Во второй, опираясь на наглядные примеры (фотографии, архивные документы), я попытался восстановить картину прошлых столетий, касающихся моего рода и моей родной деревни Ломаты Дубенского района. Подробно рассказал о долгожданной встрече семей Ашировых из села Ломаты Республики Мордовия и из поселка Залари Иркутской области, используя компьютерные технологии (показал слайды, сравнил схожесть личностей, объяснил результаты ДНК анализов и т.д.). Выступила и Бибигайша Калимулловна Аширова (Макогон).
В этой рабочей поездке мне во всем сопутствовала удача, встречи с интересными людьми следовали одна за другой. Заседание открыла заведующая архивом Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области, член правления Иркутской общественной организации «Родословие» Наталья Сергеевна Пономарева. Рассказывая в своей вступительной речи о себе, она сообщила, что ее отец Сергей Иванович Уляшин приехал в Иркутск в 1947 году из села Сабур-Мачкасы Чамзинского района Мордовии. Мир тесен, ведь перед службой в армии в 1977 году, я проходил курсы в СПТУ в Сабур-Мачкасах. Наталья Сергеевна подарила дорогую для меня книгу по родословию «К своим истокам».
15 сентября мне удалось посетить Архитектурно-этнографический музей «Тальцы», расположенный в тайге километрах в тридцати от города. Здесь в первозданной дикой природе мы осмотрели стойбище эвенков. В музее показан их быт, охота, рыболовство, собирательство, животноводство. Здесь воссозданы жилище эвенков, корьевой чум, покрытый берестяной или лиственничной корой. Для хранения пищи, одежды и других нужд строили лабазы на высоких сваях. Показано захоронение, погребение (или сожжение покойников согласно обычаю). Там я узнал, что в нескольких десятках километров находится одна из жемчужин России – озеро Байкал.
При въезде в поселок Листвянка перед твоими глазами предстает красота Байкала, тебя завораживают чудесные виды, виднеются снежные вершины байкальских гор: там Саяны, там Аршан, а посреди озера есть остров Ольхон. Попадая на берег озера, долго не можешь отвести взгляд от воды, только запах благородной рыбы, обитателя Байкала – омуля заставляет тебя оторваться от этой живой природы. Потому что омуль тут и там, он и копченый, и соленый, и горячего копчения, и холодного. Попробовав омуля, вновь любуешься удивительной природой, воздухом, ароматами, высью…
16 сентября я посетил Национальный музей Усть-Ордынского Бурятского округа. Музейные экспонаты там расположены как в юртах, так и в недавно отремонтированном здании. Представлены археологические находки, здесь же находятся бесценные экземпляры со дна Байкала.
Вот так, об Ашировых из Мордовии узнали и в Иркутской области. Мне было интересно узнать о моих предках, вчитываясь в исторические документы, я удивлялся и радовался. Но еще больше меня удивило то, что история жизни татар Мордовии интересна многим другим людям.

Имам-хатыб мечети «Нур Ислам» Анвар-хазрат Аширов
г. Осинники Кемеровской области