Продолжаем публикацию размышлений наших читателей о проблемах национально-культурного развития татар Мордовии, изучения родного языка, а также о роли общественных организаций в сохранении татарской культурной самобытности.

ТАТАРЫ МОРДОВИИ – У СЕБЯ ДОМА

Работник АПК Равиль Рауфович Ибрагимов:
- Татарская национально-культурная и общественная жизнь в Мордовии, на мой взгляд, имеет свою особенность и даже неповторимость. Татарская национальная жизнь в Мордовии течет без воплей, без нытья, без искусственного драматизма. Татары живут – осознавая реальность и по возможности сохраняя в этой реальности себя, свое татарское бытие. Наша республика делает немало доброго для своих татар, но и самим нам важно не терять национальную основу жизни. По-татарски отмечать праздники; петь на свадьбах и днях рождения татарские песни; разговаривать на татарском языке дома; готовить у себя на кухне татарские национальные блюда; интересоваться своей татарской историей; слушать песни татарских исполнителей; знакомиться с татарской национальной публицистикой. Из всего этого и складывается национальная жизнь отдельного человека и целого народа.
И вряд ли нас надо сравнивать с другими территориями, например, с Самарской областью. В этом крупном регионе, огромном купеческом городе свой сложившийся веками уклад жизни. А в Мордовии даже саранские татары сохраняют постоянную связь со своими родовыми селами, многие ездят туда на религиозные праздники, на другие татарские национальные мероприятия. Тем самым живут своей размеренной, повседневной национальной жизнью, которая в городе, может, не так и заметна. То же самое, кстати, можно сказать о мордовской национальной жизни в Саранске. Потому в условиях Мордовии вряд ли возможны и вряд ли нужны особо активные татарские национальные общественные организации. Скажем откровенно, по-настоящему активного татарского общественного движения у нас никогда и не было, кто бы в разное время ни возглавлял эти общественные организации.

КТО ОБЯЗАН НАС РАЗВЛЕКАТЬ?

Индивидуальный предприниматель Румия Ильдусовна Кутуева:
-  Основной общественной проблемой татар Мордовии я считаю определенную национально-культурную пассивность.  
Но, тем не менее, хорошо, что в Мордовии есть очаги культурного просвещения татар: есть музей Хади Такташа в селе Сургодь (Сыркыды) Торбеевского района. Есть музеи Абдурахмана Абсалямова и Шарифа Камала в Ковылкинском и Рузаевском районах. Есть муниципальный центр татарской культуры и народный ансамбль «Умырзая» в Лямбирском районе. Более того, в Лямбирском районе за многие годы заложены добрые и богатые традиции татарской национально-культурной жизни, Лямбирский район хранит дух татарской национальной жизни в Мордовии.
Много чего у нас есть, но, к сожалению, нет должной национально-культурной активности самих людей татарской национальности. Очень хочется, чтобы татары Мордовии не утрачивали свою самобытность, свою культурную основу.
А национально-культурных общественных организаций может быть много, может быть одна, но не нужно преувеличивать их роль в современном обществе, не нужно возлагать на них необоснованные надежды, требовать от них слишком много развлекательных мероприятий. Если кто-то хочет каких-то мероприятий, не нужно их ждать от общественной организации, а нужно идти в эту организацию и проводить такие мероприятия. Или же – создавать свои общественные организации, а лучше всего – клубы по интересам и там вести какую-то работу. Откровенно скажем: любая татарская общественная организация не обязана и не будет развлекать нас.
Да, иногда появляется необходимость ставить перед органами государственной власти проблемы национально-культурного развития или высказать позицию по каким-то серьезным проблемам общественной жизни. И хорошо, если руководство НКА «Якташлар» будет этим заниматься, держать руку на пульсе татарской национальной жизни в Мордовии, чтобы при необходимости замолвить весомое слово в защиту национально-культурных интересов татар. Но главное, чтобы сам человек, татарин, имел внутреннюю потребность в своей национальной культуре и прежде всего – в родном татарском языке…