Сегодняшнее село Алтары Ромодановского района имеет свою, весьма интересную историю, восходящую ко временам укрепления южных и юго-восточных границ русского государства от набегов степняков. Татары, селившиеся на новых местах несли с собой культуру,  в основу которой в 17 веке прочно вошли исламские традиции. Наши глубоко верующие прадеды места общего сбора и поклонения Всевышнему поначалу устраивали в обычных домах. И, по всей видимости, продолжалось это вплоть до начала второй половины XVIII столетия – начала правления Екатерины II, прозванной в народе «Эби-патша» за ее заслуги в области религиозного просветительства и народного образования  в татаро-мусульманской среде, курс на покровительство исламу.

В это время в 1782 г. в Уфе был учрежден муфтият и именным Указом Екатерины II от 22 сентября 1788 г. было создано Оренбургское магометанское Духовное собрание в Уфе, которому подчинились все мусульманские приходы России, и был снят запрет на строительство мечетей. Началось интенсивное строительство мечетей и открытие при них мектебов и медресе в конце XVIII - начале XIX веков.
Именно в это время на территории Кривозерьевской волости Пензенской губернии была построена мечеть в селе Алтары. По всей видимости, это был один из первых мусульманских храмов, основанных нашими богобоязненными предками в этих краях. Основанная в 1794 году, в документах Оренбургского магометанского духовного собрания она значится как первая соборная мечеть деревни Рейтор (Алтары) Кривозерьевской волости. В начале XIX века в 1824 году построена новая.
Всего  же к началу 20 века  на территории села Алтары имелись три соборные мечети. Вторая построена в середине 19 века. Там обязанности первого имама с 1861 года исполнял Замильхан Яфунаев, а второго, с декабря 1888 года, его сын Салахутдин Замильханов. Муэдзином при них на службе состоял в 1876 году Мухамедшакир Равилов. Разрешение на постройку третьего мусульманского храма жители села получили в 1906 году. Духовным пастырем в этом приходе с 1909 года был Усман Альмяшев. Из архивных документов известно, что к началу XX века мечеть собирала более пятисот прихожан. Первым имамом с февраля 1908 года был назначен Хасан Муллин. Его преемником в 1909 году стал Галиулла Альмяшев (Бикмаев). Обязанности второго имама долгие годы исполнял Фатхулла Габдулсаттаров. В 1907 году он умер и его место занял Юсуф Альмяшев, который до этого, с 1891 года, служил в должности муэдзина.  
Поколения алтарцев сохранили интересное предание, связанное с именем Мухаммет Юсифа Сейфуллова. Будущий имам мечети, Юсиф, продолжая семейную традицию, направился на Березниковский базар торговать зерном и мукой. Но не только торговые навыки перенял сын от отца, но и его стремление идти по пути духовного совершенствования. И потому, под влиянием внезапного озарения, направил свои стопы в Бухару - один из крупнейших исламских религиозных центров того времени. Спустя 12 лет, по преданию, вернулся он из восточных краев, набравшись мудрости, и стал учительствовать…
В качестве учителя-общественника преподавал он в начальном медресе, открытом в 1888 году решением схода граждан. В этом медресе кадимистского толка учился и будущий классик татарской литературы Шариф Камал. С этим медресе связана история современной школы. В архивных документах, собранных краеведами Алтарской школы, говорится, что «в деревне Рейтары в 1902 году открыта первая Земская школа с двухгодичным обучением и охватом учащихся 25 человек. Учителями были Альмяшев Сяить и Альмяшева Саадать». Школа помещалась в здании медресе. В 1918 году открылась тюрко-татарская школа Саранского уезда, которой заведовал Усман Альмяшев. Позже она была преобразована в библиотеку и школу по ликвидации безграмотности во главе с Усманом Курмаевым.
…Продолжение легенды гласит, что прослышал о талантливом молодом наставнике владелец суконной фабрики в Ширингушах, чье имя сохранилось во времени как Тимай-бай. Он - то и взял к себе образованного молодого человека, назначив имамом главной среди нескольких возведенных им мечетей. А в благодарность за годы усердной службы Тимай-бай подарил родному селу Юсуфа одну из своих мечетей.
Жива эта историческая мечеть и сейчас - располагается на улице Советской (ранее - «Зур, урта урам»). Одноэтажная, с невысоким минаретом и бревенчатыми стенами, она сохранила неповторимый дух старинной мечети начала XIX века и ее внутреннее убранство. В 90-е годы прошлого века жители лишь немного ее подремонтировали – обложили стены, подкрасили, восстановили крыльцо. Старое дерево многовекового дуба выдержало проверку временем и людскими делами. Эта мечеть – единственная в Мордовии, которая действовала в различные периоды истории. И сейчас возвышается она в центре села, по праздникам собирая прихожан.
После революции одна из мечетей была преобразована в сельский клуб,  и просуществовало ее здание вплоть до 90-х годов. В настоящее время на ее месте стоит двухэтажная кирпичная мечеть в современном стиле. Другая, как объект религиозного культа, имеющего «вредное влияние на умы крестьян», была уничтожена в 30-е годы двадцатого столетия. И место ее в конце старой улицы «урта  урам» ныне пустует…

Подготовила Умида Баймашева