Многие политические аналитики обратили внимание на то, что один из ближайших друзей России – белорусский президент Александр Григорьевич Лукашенко в сложной российско-украинской ситуации не выражает безоговорочной поддержки Москвы. Возможно, не хочет испортить отношения с Евросоюзом, в данный момент ополчившимся на Россию из-за присоединения Крыма, рассчитывает на его кредиты.
Лукашенко – своеобразный государственный лидер. Простой директор совхоза, ставший главой независимого государства. На первых президентских выборах он с легкостью обыграл чиновников высокого ранга и с тех пор жестко удерживает в руках власть. Лукашенко всей своей данностью и поведением отвечал чаяниям народа. Он знал, как греют ухо и сердце не только белорусского, но и российского народа его выражения «дерьмократы», «жулье», адресованные непопулярным либеральным политикам типа Немцова, ныне покойного Гайдара и других.
Зная о незаживающей ностальгии наших людей по общему государству, по славянскому единству, Лукашенко уже на протяжении многих лет умело использует тему единого Союзного государства, которое бы объединило Россию и Беларусь. Но, откровенно говоря, Александр Лукашенко более других политиков на нынешнем этапе не заинтересован в создании такого государства. Кем он может стать тогда, когда Белоруссия шестью своими областями вольется в состав восьмидесяти пяти республик, краев и областей Российской Федерации? Может быть, Лукашенко и «присоединит» Белоруссию к России, но – лишь тогда, когда исчерпает все возможности для сохранения собственной власти.
Тем не менее, сегодня у Минска нет в мире другой, по-настоящему надежной опоры – кроме Москвы. Режим Лукашенко давно не нравится Западу, но Запад пока не решается оказывать на Минск прямое силовое давление. К тому же в народе – как в белорусском, так и российском – достаточно высока популярность Александра Лукашенко. Такой, почти безоговорочной, поддержки в своих народах не имели в постсоветском пространстве ни Кучма, ни Шеварднадзе, ни Акаев. Не имели они и такой власти, которую удерживает в своих руках жесткий Лукашенко.
Публичная дружба с президентом Белоруссии совсем не мешает и нашим политическим лидерам внутри страны, особенно – в преддверии различных выборных мероприятий.
Кстати, далеко не каждый государственный лидер может сказать о себе, что его, если бы вдруг он оказался бездомным, приняла бы на ночлег почти каждая белорусская семья. Лукашенко говорит, и это нравится белорусам, после таких слов их президент становится им еще роднее, а оппозиции, участвующей в президентских выборах, вновь приходится еще долго «отдыхать» в ожидании власти. Тем не менее, даже такому крупному и вроде бы самоуверенному государственному деятелю приходится осторожничать и хитрить в сложные моменты истории…

Камиль Тангалычев