С приходом теплых весенних  дней у каждого сельского жителя, у горожан, которые хотят быть ближе к земле, забот становится больше. Подготовить весь свой нехитрый инвентарь, закупить семена, перекопать огород. Да мало ли еще других дел.
Точно надо рассчитать – не поторопиться с посадкой культур, но и не опоздать. Появилась первая трава – сельчане вывели скотину на свежий воздух. Правда, сейчас в селах домашней живности становится меньше. Никогда сельские труженики не сидят без дела, а сейчас тем более.  Знают: свое хозяйство выручит. Приложишь усилия и старания – будешь с мясом, молоком, яйцами, овощами. И причем – натуральные продукты, которые в больших городах особенно ценятся.
Как нынешней весной складывается ситуация в некоторых татарских селах Мордовии? Об этом рассказывают главы сельских поселений. Нюрия Абидулловна Позднякова, глава Русско-Караевского сельского поселения Темниковского района:
- В частных подворьях мы посадили всё, погода благоприятствовала. Правда, есть места, где почва сыровата, но и там она не будет пустовать. Наверное, с экономической обстановкой связано то, что картофеля население посадило немного больше, чем в прошлом году. Некоторые – и по два участка засадили, то есть никто от картошки не отказался, как это было еще недавно. Это радует. Большинство людей привлекают тракторы для вспашки и посадки. Частники предлагают приемлемую цену, народ доволен. Механизированный труд – облегчение для сельского труженика. Лишь единицы не обходятся без лошади, как наша семья, например.
Стадо есть и в Русском Караеве и в Татарском Караеве. Если в первом – 54 коровы, то во втором – 42 коровы. Хорошо, что хотя бы это осталось. Раньше численность доходила до 400 голов. Думаю, что люди еще больше потянутся к земле, к коровам должны «вернуться». Ведь свое, натуральное молоко всегда выше ценится. Некоторые держат по две-три коровы, сдают молоко. Работы нет, вот и живут за счет личного подворья. Жаль только, что сейчас  скот переводится.
Выпас скотины начался с первого мая. Пастуха нет, поэтому сельчане обходятся своими силами: пасут по очереди.
Халидя Ибрагимовна Шабаева, глава Татарско-Пишленского сельского поселения Рузаевского района:
- Посадку картофеля пишленцы закончили. И кстати, посадили его больше, чем в прошлом году. В основном, сейчас земли все «задействованы». Сельчане просят землю – то там хотят посадить, то тут. Я думаю, что все связано с кризисом, который до сих пор сказывается на всех нас. Глаз радуется – бурьяна стало меньше, все вспахано и посажено, сады красивые, огороды аккуратные. Ведь картошка спасала всегда крестьянина. Пусть своя будет, а не покупная-привозная. Землю пашут, конечно, трактором. Рабочих лошадей у моих односельчан нет, поэтому сажают лопатой. Площади небольшие, поэтому это не сильно утруждает.
Без чего действительно плохо сельчанам – без коллективного хозяйства. Это значит, что работу надо искать в другом месте. Вот молодежь и уезжает на заработки в Москву или Санкт-Петербург, на селе остаются люди старшего поколения. А им скотину тяжелее держать. Одним сеном корова не насытится. Нужны различные корма. На такое большое село – в полторы тысячи дворов – в Татарской Пишле всего 40 коров, не считая телят и овец. Стада нет, так как пасти некому. Каждый привязывает корову у своего хозяйства.
Загидулла Абидуллович Теркулов, глава Большешуструйского сельского поселения Атюрьевского района:
- Ситуация с посадкой картофеля в этом году в личных подсобных хозяйствах сложилась лучше, чем в последние годы. Сажали столько, сколько было семенной картошки, так что вышло больше на 10-15 процентов прошлогоднего показателя. Огороды пашут тракторами, культиваторами которые предоставляет МАПО, есть они и у населения. При посадке «второго хлеба» используем сажалки, а потом урожай собираем  картофелекопалками. Так что в  этом деле ручной труд не применяем уже давно, даже лошади не задействованы.  По нашему поселению осталось всего 8 лошадей, а в былые годы их численность доходила до 60-ти. Был я как-то в Кривозерье в Лямбирском районе, вот там я сажал картошку лопатой.  
Но вряд ли кто из сельчан сегодня станет сажать по 50-60 соток картофеля, как раньше. Тогда картошка закупалась у населения централизованно, то есть существовал реальный рынок сбыта. И государство было обеспечено картошкой, и люди получали за свой труд деньги. А сейчас, если вдруг появляются излишки, неизвестно, что делать с ними? Скармливать картошку скотине? Но в частных подворьях живности теперь не настолько много. К сожалению, в сравнении с 2014 годом численность крупного рогатого скота по Большому Шуструю и Усть-Рахмановке уменьшилась. В двух селах 290 голов, из них 50 коров, около 430 овец. Скотину выгоняют в стадо, которое пасут по очереди сельчане, хозяева коров и овец. Пастуха нет уже не первый год.

Альбина Давыдова