Накануне республиканского национально-фольклорного праздника «Сабантуй», который состоится в Лямбире 6 июня 2015 года, к читателям газеты «Юлдаш», к нашим землякам и соотечественникам обращается заместитель Председателя Государственного Собрания Республики Мордовия, председатель Совета старейшин – руководитель Региональной национально-культурной автономии татар РМ «Якташлар» Рафаиль Закиевич АШИРОВ. Сабантуй – традиционный праздник завершения весенне-полевых работ, праздник плуга. Необходимо особо подчеркнуть, что татарский Сабантуй в Мордовии имеет статус республиканского государственного праздника наряду с мокшанским, эрзянским и русским национальными праздниками.

Наш Сабантуй с годами обновляется. Например, нынешний праздник пройдет уже не в центре Лямбиря, а на территории центрального аэроклуба «ДОСААФ России» имени Героя Советского Союза М.П.Девятаева. Это более просторное место. Отрадно также и то, что уже несколько лет не продаются на торговых площадках праздника спиртные напитки. Это прежде противоречило самой традиционной культуре татарского Сабантуя. Сабантуй стал бы лучше и искреннее, если бы несколько меньше стало официоза. На Сабантуе главнее все-таки песни, танцы, спортивные состязания, конечно же – керяш, непринужденное общение людей.
Татарам приятно видеть на Сабантуе своих земляков разных национальностей, отрадно чувствовать их уважение к нашим национальным традициям. Сабантуй – прежде всего татарский праздник, потому на этом празднике должно быть больше татарской речи, татарских песен, танцев и традиционных национальных развлечений.
Отрадно то, что во многих татарских селах Мордовии существуют и вновь создаются национальные творческие коллективы, которые выступают на сельских, районных и республиканских праздниках. Причем люди сами, по своей инициативе создают татарские ансамбли, не рассчитывают на чью-то помощь со стороны. Например, татарские ансамбли есть в Большой Поляне и Латышовке Кадошкинского района, в Акчееве Ельниковского района, в Усть-Рахмановке Атюрьевского района, в Ломатах Дубенского района. Есть татарские ансамбли и во многих других районах Мордовии. Значит, родник татарской национально-культурной жизни в нашей республике не иссяк. Причем участники этих ансамблей одеты в яркие национальные костюмы, в приобретении которых самодеятельным артистам помогают муниципалитеты и органы местного самоуправления. Отрадно и то, что в нашей республике проводится немало различных татарских национально-культурных мероприятий при совместных усилиях государственных, муниципальных органов власти и общественности. Есть у нас и проблемы, прежде всего – проблема сохранения и развития родного татарского языка, особенно – в среде молодежи. То есть нам есть над чем работать.
Можно было услышать от некоторых татар пожелание о том, чтобы республиканский Сабантуй проводить не только в Лямбире, но и в других районах Мордовии. Реальность у нас все же такова: проведение республиканского Сабантуя на достойном, профессиональном уровне осилит только татарский Лямбирский район, имеющий специфический культурный и организационный потенциал. Именно Лямбирский район имеет многолетний опыт организации и проведения этого праздника, в том числе – опыт профессионального культурного сотрудничества с Республикой Татарстан. Если бы даже Сабантуй перемещался по районам Мордовии, Лямбирский район все равно оставался бы главным организатором праздника. Без Лямбирского района, на мой взгляд, Сабантуй в Мордовии провести качественно было бы очень проблематично, хотя в Сабантуе следует шире задействовать и татар из других районов республики.
Другое дело – сельские сабантуи, их, конечно, надо проводить, чтобы не только нынешние сельчане могли собраться на родной татарский праздник, но и уроженцы тех или иных сел, живущие в других местах. И на республиканский Сабантуй надо привозить как можно больше татар из других районов, чтобы больше людей ощутили свою причастность к родной культуре и к родному народу, имеющему уникальные традиции.
Да, всероссийский Сабантуй шагает по регионам. Но ведь это целые регионы берут на себя организационную и финансовую заботу о проведении праздника. Не в обиду будет сказано другим нашим районам, но они, на мой взгляд, в должной мере не осилят республиканский Сабантуй. Районные или сельские сабантуи – они вполне могут провести.
Теперь что касается «интернациональности» или исключительной национальности Сабантуя, на чем настаивают некоторые представители татарской общественности. Жизнь сегодня такова, что любые национальные праздники становятся интернациональными, мы живем не в 18-м и даже не в 19-м веке, а в 21-м. Тем более, имея неизменную татарскую основу, наш Сабантуй с годами становится не слабее, а только сильнее, потому что становится любимым праздником и других народов, живущих с татарами в братском соседстве. Сабантуй вызывает интерес и у наших ближайших соседей – русских и мордвы. Этим можно только гордиться.
От имени Региональной национально-культурной автономии татар Мордовии «Якташлар» и от себя лично искреннее поздравляю наших земляков, соотечественников с этим ярким, дорогим нашему сердцу праздником, желаю здоровья, успехов, мира и благополучия!