С юных лет я запомнил утверждение, что люди быстрее всего знакомятся в купе поезда, во время дальней поездки, или в больничной палате, когда там оказываются по назначению врача, а может, и после доставки в больницу машиной скорой помощи. Это неоднократно проверено на практике.
На днях «скорая» доставила меня в терапевтический корпус четвертой городской больницы Саранска. Там я оказался в четырехместной палате №201, где уже поправляли свое здоровье трое мужчин: два татарина – саранский Анвар, Роман из села Белозерье и мордвин из Ичалковского района Иван. Ну а я, русский, дополнил комплект пациентов палаты. В первый же день, познакомившись, восполняя журналистскую потребность, мало помалу я стал интересоваться, что же это за люди, каков их домашний быт.
Возраст у всех нас был близок: от 60-ти до 74 лет. Следовательно, был близким и круг интересов и взглядов на жизнь. Иван живет на берегу реки Алатырь, заядлый рыбак, Анвар продолжает еще работать, а Роман – 68-ми лет, уже имеет 8 внуков и 8 правнуков. Живет в селе Белозерье Ромодановского района с женой и 15-летним внуком. А остальные дети и внуки – кто где, но часто собираются в родительском доме, чтобы вместе отдохнуть. Роман доволен семьей и жизнью, хоть и болеет с молодых лет. Получив серьезную травму позвоночника, даже не попал в Советскую Армию, и работать ему не довелось.
Поскольку Белозерье является соседним селом с моим родным селом Малые Березники, у нас с Романом оказалось много общих знакомых.
В конце 50-х годов прошлого века, после окончания учебы в Ромодановской общеобразовательной средней школе, я работал заведующим сельским клубом. Усилиями молодежи  и сельской интеллигенции мы проводили много интересных мероприятий по организации отдыха. По вечерам в клубе звучала музыка, молодежь танцевала. Поскольку в татарском селе родители девушек по вечерам на улицу погулять не отпускали, то белозерьевские юноши на мотоциклах приезжали к нам в Малые Березники и знакомились со сверстниками, обзаводились подружками. Наши парни не возражали против таких знакомств и многие дружили с белозерьевскими юношами.
Приезжал на отцовском «Урале» и Роман. И уже тогда, более пятидесяти лет назад, я был знаком с Романом Мусалеевым. Спокойным, рассудительным и порядочным был он парнем. Таким остался и через многие десятилетия. С теплом вспоминает то время безмятежной юности. И в последующие годы у него было в М-Березниках много друзей и просто знакомых. И вот мы о них и о своем житье-бытье вели долгие разговоры-воспоминания, сидя на соседних больничных койках. Некоторые подробности о моих односельчанах он знает порой лучше, чем я. Поскольку я уже давно не живу в родном селе, а Роман продолжает туда наведываться уже не на мотоцикле, а на личном автомобиле, то за барашком к празднику, то за квашеной капустой, которую обожает с детства.
В больнице ведь так бывает: то кого-то подлечившегося выпишут, отпустят на работу, а то долечиваться в домашних условиях, а вместо выбывших принимают новых пациентов или с острым, или с хроническим заболеванием. Вот и на сей раз на койку Романа Мусалеева после его отбытия домой поместили хроника Айсу из села Иняты Лямбирского района (фамилию просил не называть), а следом за ним в одной палате со мной оказались  мужчины с сердечными заболеваниями. Один из Ичалковского района, другой из Краснослободского. Они уже и раньше лечились в четвертой саранской городской больнице у замечательного доктора Ларисы Фатиховны Болушевой. И  очень были довольны, что опять попали под ее опеку. А в том, что она и врач замечательный и человек отличный, я убедился и по отношению к себе. В других больницах да и в этой, есть такие эскулапы, что пройдет по коридору отделения, задрав голову, вроде никого и не видит. Будь то пожилые больные или молодежь – для нее это пустой воздух, лишь бы ей кланялись да приветствовали ее величество. А Лариса Фатиховна лишь своим появлением вселяет в больных уверенность, веру в ближайшее выздоровление: улыбаясь и своим больным, и другим, остановится около знакомого, поприветствует всех в палате при обходе. Да и без обхода постоянно заглядывает в палату, интересуется самочувствием вновь поступивших и уже готовящихся к выписке. Отпускает уже бывшего больного после достижения положительного результата. Потому и стараются попасть именно к Ларисе Фатиховне бывшие ее пациенты при новом обострении заболевания.
На подобных жизненных  перехлестах мне захотелось заострить внимание потому, чтобы каждый помнил, что любая даже случайная встреча людей, молодых или пожилых, имеет в основном положительные последствия. Поэтому я постоянно помню завет моей мамы, которая говорила так: «Не кайся, если сделаешь для другого что-то хорошее, а кайся, если сделаешь плохо». Пережив уже ее по возрасту, я убеждался не раз, как же она была права. Это жизненное кредо является обязательным для людей всех национальностей. Поэтому веками и уживаются рядом русские, татары и мордва.

Анатолий Давыдов,
член Союза журналистов России