Отрадно, что патриотично настроенной татарской общественности удалось забрать инициативу у радикальных националистов, горячих и непредсказуемых людей. Эти, в определенной мере своеобразные, личности, сыгравшие в начале 90-х годов некоторую роль в пробуждении национального самосознания татар, сегодня отдалены от центра принятия решений, в том же Всемирном конгрессе татар. Татарская нация, стремящаяся сохраниться в истории, терпеливо не разбрасывается никем из тех, кто по-своему желает добра своему народу. Однако неизменные манеры радикальных националистов – грубость, агрессивная бесцеремонность, а порой и откровенное хамство в отношении других народов сегодня выглядят в глазах духовно здорового современного татарского общества как дискредитирующие идею национального самосохранения. Современное цивилизованное татарское общество уже стесняется этих одиозных людей, чаще всего способных только на скандалы, но не на конструктивную деятельность. Но еще наблюдаются некоторые «остаточные явления». Так, например, Казань до сих пор продолжает привечать скандального Айдара Халима, знаменитого книгой «Убить империю», где одиозный националист грубо оскорбляет другие народы, прежде всего – русских. Татарской общественности и сегодня еще есть кого стесняться.
Но у татар несравненно больше тех, кем народ и Отечество могут гордиться. Сегодня серьезные татарские интеллектуалы стремятся глубже осмысливать реалии жизни татарского народа, рассыпанного по миру, органично встроенного в самые разные государственные образования – от Израиля до Китая, от Австралии до Америки, но сохранившего внутреннее этническое единство. И такие, по-настоящему умные, всемирно значимые татары, как директор Института океанологии РАН академик Роберт Нигматуллин, свой народ рассматривают в контексте глобального мира и говорят о многоязычии – как некой панацее от исчезновения с этнической карты планеты.
И конкурентоспособность татарского народа в мире возможна при его открытости миру и мировым культурным достижениям, а не замкнутости лишь в своем языковом пространстве. Только конкурентоспособная, сильная своим интеллектом, признанная миром и интересная миру своей культурой и достижениями нация уцелеет, сохранится. Для устойчивости на земле необходимо высокое качество народа, выраженное в созидательных деяниях его ярких представителей в различных сферах жизни, а не только развлекательные мероприятия этнографического характера, хотя и они нужны для публичного обозначения уникальности народа.
Океанолог Роберт Нигматуллин рассматривает своих сородичей-татар в общемировом контексте, в необратимых, следовательно – единственно возможных реалиях глобального мира. Его волнует сохранение татар – в глобальной стихии, в бушующем океане современного человечества. И он, как, впрочем, и многие другие цивилизованные татары, находит твердый остров многоязычия, позволяющего народу достойно разговаривать со всем миром, а не вязкое болото национально-культурной обособленности и замкнутости…

Камиль Тангалычев