В республиканской общественно-политической газете «Известия Мордовии» от 4 декабря 2015 года был опубликован материал главного редактора газеты «Юлдаш» Камиля Тангалычева «Ислам: отделить зерна от скверны». Знакомим с публикацией и наших читателей.
Все последние годы, когда чудовища, называющие себя «исламистами», совершают террористические акты, мне жаль не просто ислам, а жаль моих земляков, исповедующих ислам. Взорван российский самолет в небе над Египтом, убиты мирные люди в Париже. Совершаются другие преступления против человечности – якобы от имени ислама. А я вспоминаю бабушкины и материнские молитвы, шелест четок, собранных в домашних условиях из финиковых косточек, проколотых шилом и нанизанных на обычную нить. Я вспоминаю молитвы стариков моей родины – людей с натруженными руками, которые не то что на арабском Востоке, но даже в Москве или в Казани никогда не были за всю свою жизнь. Но как сокровенный дар от предков – мужественных, трудолюбивых и одновременно богобоязненных людей им достался ислам, и они преданно дорожат этим даром.
Ислам для моих родственников и земляков – их сокровенная духовная жизнь, Аллах для них – добрый, всемогущий и справедливый. И вдруг – появились какие-то нелюди, чудовища «радикального ислама» с арабского Востока, головорезы, произносящие вроде бы то же имя Аллаха. Но не столько с Востока эти люди-нелюди, сколько – из мрачной дьявольской бездны они явились, чтобы своими злодеяниями опорочить и осквернить человеколюбивую религию.
Потому в современном обществе, оскорбленном террористами, важно сохранять человеческое достоинство – и сгоряча не обвинять сам ислам как учение Божье. Ислам миролюбив и человеколюбив по сути. Владимир Путин, открывая грандиозную мечеть в Москве, назвал Россию и исламской страной. Значит, и ислам для России – родная религия.
Видя даже каких-то отдельных священников в отдельных регионах мира, связанных с террористами и экстремистами, нашему обществу важно оставаться благоразумным во имя здравого смысла – и не обвинять в несуществующих грехах имамов традиционного ислама, неустанно говорящих и о любви к Аллаху, и говорящих о том, что любовь к Отечеству – часть нашей веры, в данном случае – любовь к многонациональной России.
По улицам и наших татарских сел Мордовии, в Курбан-байрам, верующие – простые труженики полей и ферм – по дороге в мечеть на ранней заре торжественно, напевно, радостно произносят «Аллаху акбар!», то есть – Бог величайший. Но для моих земляков Бог велик своей милостью и к ним, и к их родной земле, к родным полям, лесам, лугам, рекам.
Патриотами родного Отечества – России во все времена были и остаются темниковские татары, каковыми во всем мире называют татар Мордовии. При этом темниковские татары, ныне живущие и в других районах Мордовии, и за ее пределами, на протяжении многих веков оставались мусульманами, как и завещали им славные предки. Не случайно и потомки знаменитых татарских мурз сегодня вносят посильный материальный и моральный вклад в сооружение новой мечети в Темникове – впервые в истории этого города. И от всей души радуются этому событию. Таким образом, мусульманский храм появится не просто в одном из наиболее живописных мест России, на берегу реки Мокши, а на родине человеческого, религиозного и политического достоинства мордовских татар-мишарей. Потому этот храм еще более украсит Мордовию.
Мусульманская мечеть будет построена на земле Серафима Саровского и Феодора Ушакова – православных святых. Это особо примечательно. Совместное сооружение православием и исламом святости на славной темниковской земле будет ярко явлено тогда, когда полумесяц над новой мечетью уже вместе с золочеными куполами православных церквей отразит небесный свет. Появление этой мечети в Мордовии будет подтверждать древнее братство национальных достоинств народов, живущих здесь.
Будет явлена мудрость, доброта и человеколюбие, то есть – истинное лицо ислама, близко взаимодействующего с православием на одной земле, среди общей природы. Это и есть образ истинно традиционного российского ислама, чьи носители – татары-мишари на протяжении многих веков живут в братстве с русскими и мордвой. Потому и родная религия татар – ислам в данных реалиях стала своеобразной, более дружелюбной к другим религиям, чем в иных частях света, например, на арабском Востоке, где ислам является политической религией, где с исламом иногда связывают проявление общественной агрессии…
России предстоит и в этой трагической обстановке жестко отделять зерна миролюбивого и человеколюбивого ислама от террористической скверны. Ислам сегодня нуждается в защите от негодяев, провокационно совершающих злодеяния с именем Аллаха на мерзких устах. И такую защиту миролюбивой религии может обеспечить только сильное, многонационально единое государство. Это государство – наша Россия.

Камиль Тангалычев