Осенью 2015 года сотрудники ГКУ РМ «Научный центр социально-экономического мониторинга» провели исследование «Социальный портрет татар», в ходе которого были опрошены 500 человек в возрасте от 16 до 70 лет. В их число вошли представители разных профессий: учителя, врачи, предприниматели, представители рабочих профессий и сельские труженики. Социологи посетили почти все основные татарские сельские поселения нашей республики: Татарская Велязьма Атюрьевского района, Ломаты Дубенского района, Акчеево Ельниковского района, Яндовище Инсарского района, Латышовка Кадошкинского района, Татарский Умыс Кочкуровского района, Лямбирь, Аксеново, Пензятка, Черемишево, Инят Лямбирского района, Белозерье, Алтары Ромодановского района, Татарская Пишля Рузаевского района, Митрялы, Тарханы Темниковского района, Татарские Юнки, Сургодь Торбеевского района. Не остались без внимания исследователей и татары, проживающие в столице Мордовии.
О результатах первого комплексного социологического исследования татарского сообщества Республики Мордовия нашей газете рассказал руководитель отдела мониторинга правовых процессов ГКУ РМ «Научный центр социально-экономического мониторинга» Руслан Агишев.
- Одним из первых мы задали татарам республики вопрос о ценностях, - говорит Руслан Ряфатевич. - Большинство отметили такие значимые для всех нас ценности, как здоровье (77,6%) и семья (64%). Примерно каждый четвертый опрошенный указал на важность для него материального достатка и религии.
Ценностные ориентации татар Мордовии неразрывно связаны с их социальной идентичностью, то есть с представлением о самих себе. Задавая вопрос о том, кем татары считают себя в первую очередь, исследователи получили интересные результаты. Как оказалось, прежде всего, проживающие в Мордовии татары осознают себя жителями многонациональной России, так ответили 59% опрошенных. Во вторую очередь - жителями Республики Мордовия (38%), в третью - жителями родного города или села (35%), в четвертую – представителями татарского сообщества России (26,4%). Меньшее количество считают себя частью исламской уммы. Так ответил примерно каждый десятый опрошенный.
Следующий вопрос, на котором, по мнению Руслана Агишева, стоит заострить внимание, это соблюдение национальных татарских традиций в повседневной жизни татар Мордовии. Соблюдение национальных татарских традиций большинство опрошенных связывают, в первую очередь, с национальными праздниками (80% регулярно отмечают  праздники) и приготовлением блюд татарской кухни (72% регулярно готовят такие блюда). Не слишком популярно повседневное ношение одежды с национальными татарскими элементами (всего 21% регулярно носят такую одежду).
Не менее важной темой, поднятой исследователями, стало наше с вами представление о самих себе. В рамках данной темы респондентам задавали вопросы, ответы на которые помогают нарисовать социальный портрет современного татарина. Характерно, что большая часть (58%) опрошенных считает, что «правильный» татарин - это просто хороший человек, не отличающийся от людей другой национальности. Таким образом, более половины татар республики положительные качества человека ставят выше, чем его религиозную или национальную принадлежность.
Важно, что 42% опрошенных татар отмечают, что «правильный» татарин - это человек, который глубоко почитает и старается соблюдать обычаи предков. Каждый пятый опрошенный отметил, что «правильный» татарин должен быть, с одной стороны, глубоко религиозным, а с другой, - предприимчивым человеком. Необходимо выделить следующий немаловажный момент: такой вариант, как «служащий государству в органах власти, в армии, в правоохранительных органах» выбрало только 6% татар. Однако исторически на территории Мордовии татары входили в служилое сословие и принимали непосредственное участие в защите Засечной черты (система оборонительных сооружений, получившая особое развитие в XVI-XVII вв. для защиты российских земель от набегов с юга). Поэтому следует более глубоко изучать и популяризировать историю татарского сообщества на территории нашего региона.
В целом, близкие суждения высказывались и в отношении социального портрета «правильной» татарки. Половина всех опрошенных считает, что «правильная» татарка - это «просто хороший человек, не отличающийся от людей другой национальности», 37% думают, что она должна глубоко почитать и стараться соблюдать обычаи предков.
Очень показательно отношение татар Мордовии к своему родному языку. Степень владения татарским языком среди опрошенных довольно высокая. Так, большинство татар свободно говорит, читает и пишет на татарском языке (72%), пятая часть свободно говорит, но не читает и не пишет на татарском языке (20%). 7% понимают татарский язык, но не говорят на нем. Совершенно не владеют татарским языком всего 1% опрошенных.
Крайне важным фактом, который был выявлен в ходе исследования, стало то, что большинство татар используют родной язык для общения в семье. Так ответили 76% опрошенных. При этом еще 16% опрошенных общаются по-татарски только с некоторыми родственниками. И лишь 8% татар общаются в семье на другом языке. Особая значимость данного момента состоит в том, что родной язык является не только средством общения, но и залогом сохранения и приумножения культурных ценностей и традиций.
Об особенностях восприятия татарами межнациональных отношений говорит то, что большая часть (74,1%) опрошенных считает всех граждан нашей страны единым российским народом. Более того, около половины  респондентов (50,6%) указали на то, что объединяющим фактором для россиян является любовь к родине. Общая история объединяет россиян по мнению 44,4% татар. Примерно каждый четвертый (23,7%) полагает, что людей разных национальностей объединяет единая культура, а каждый пятый (19,8%) – родственные связи.
Еще одним важным фактором, который рассматривался в ходе исследования, стало отношение к межнациональным бракам, в которых одной из сторон выступают ваши близкие родственники. Более половины опрошенных (54,2%) смотрит на этот вопрос в той или иной степени положительно. Существенно меньше тех, кто занимает противоположную сторону  – около 35%.
Наряду с другими вопросами татарам Мордовии был задан блок вопросов о религиозности. Среди опрошенных абсолютное большинство (92%) являются верующими людьми. Однако татар, утверждающих, что они соблюдают все требования ислама, в Мордовии около 15%.
Показательным здесь стал вопрос о соблюдении традиций ислама в повседневной жизни. Например, ношение одежды согласно канонам ислама и празднование мусульманских праздников. Говоря о праздновании таких мусульманских праздников, как Курбан-байрам и Ураза-байрам, можно отметить, что их отмечают почти все - 98%. В то же время только 18% опрошенных регулярно одеваются согласно своим представлениям (сформированным под влиянием арабской культуры) о внешнем виде «правильного» мусульманина.
В то же время исследование показало, что татары республики недостаточно информированы об истоках ислама на территории России. Почти половина опрошенных затруднились ответить на вопрос о роли города Болгар (Республика Татарстан) в истории ислама на территории Поволжья.
Другим важным моментом, на котором следует остановиться отдельно, является отношение татар Мордовии к власти. Ответы на целый ряд политических вопросов позволяют говорить о достаточно высоком уровне доверия татарского населения к действующей власти. Деятельность Президента РФ на момент проведения исследования одобряли 92,7%, Главы РМ - 81,7%, а администраций муниципальных образований - 65,6%.
Высокий уровень доверия к власти подтверждается также ответами на вопрос о партийных предпочтениях.  Рассматривая ответы на вопрос «За какую политическую партию Вы отдали бы свой голос, если выборы в Государственную Думу РФ состоялись бы в ближайшее воскресенье?», можно отметить, что большинство проголосовало бы за партию «Единая Россия» (67,7%). Иные партии упоминались гораздо реже.
Подводя итог, Руслан Агишев подчеркивает:
- Проведенное исследование показало, что татарское сообщество осознает свою связь с Российским государством в целом и республикой в частности. Более того, мы, татары, считаем себя частью единого российского народа, частью огромной семьи, всех членов которой объединяет любовь к Родине, к единой истории. В то же время, осознавая нашу взаимосвязь с другими народами России, мы отмечаем наше национальное и религиозное своеобразие, которое является важным элементом российской культурной традиции. Наши национальные и религиозные праздники, обряды, обычаи объединяют татар республики, делая их более активными участниками общественной и духовной жизни региона. В связи с этим следует заметить, что согласно исследованию большинство татар региона (84,1%) в той или иной степени довольны своей жизнью.
В заключение хочется от имени ГКУ РМ «Научный центр социально-экономического мониторинга» поблагодарить всех участников опроса и предложить дальнейший обмен мнениями на основе материалов, полученных в ходе исследования.
Своим мнением о результатах социологического опроса поделилась и председатель Правления РНКАТ РМ «Якташлар», заместитель директора Средне-Волжского института (филиала) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции» в г. Саранске Надия Низаметдиновна Азисова:
- Социологический опрос «Социальный портрет татар Республики Мордовия» является первым масштабным исследованием по изучению жизнедеятельности современного татарского населения республики. Исследователями проделана большая работа, опрошены жители как восточных, так и западных районов Мордовии, где компактно проживают татары, сельчане и горожане. Мне было очень приятно, когда люди, проводившие опрос, подчеркивали радушие и гостеприимство татарского населения, что было характерным для татар всегда.
Пярямяч и бялеш, салма и катлама – всю традиционную татарскую кухню хорошо сохранили наши бабушки и мамы, в этом исследователи смогли убедиться сами. Татары прекрасно говорят на своем родном языке как дома, в кругу семьи, так и с друзьями. Очень отрадно, что наша молодежь чтит и любит свою культуру, свой язык и традиции, хотя есть ребята, не говорящие на родном языке. Я думаю, что научить их – задача семьи на ближайшую перспективу. Есть народная мудрость: «Телен белм?г?н – илен, тамырларын белми» («Не знающий своего родного языка, не знает свои корни, свою страну»).
К сожалению, как показывают результаты опроса, влиянию современных тенденций подвергается татарская семья: распространение получают разводы, так называемые «гражданские браки» и «свободные» отношения. И только уважение национальных традиций может укрепить татарскую семью. А уважение национальных традиций невозможно без знания своих исторических корней и понимания роли татар как одного из государствообразующих народов России.
Особо хочется подчеркнуть мудрость татарского народа, который как всегда проявляет уважение и толерантность к своим соседям, независимо от национальной принадлежности и вероисповедания, уважает и поддерживает инициативы Президента страны и Главы республики и готов дальше проявлять свою активную гражданскую позицию.

 

Эльвира Баляева