Постоянно замечаю, насколько уникально красива та или иная местность Мордовии, насколько своеобразен ландшафт, казалось бы, даже самой глухой «глуши». Какая-то местность своеобразна лесами, какая-то  -  водоемами и прибрежьем, какая-то – живописными холмами и оврагами, хранящими редкие, даже занесенные в Красную книгу растения. И вновь убеждаюсь в том, что уникальное – рядом, грандиозное – рядом.
Историю земли хранят наши овраги, леса, луга, реки, озера, холмы. Россию хранит наша природа. Более того, державную историю, могущество и неповторимость России хранит наша природа. Причем, хранит везде – и в первую очередь на нашей малой родине. Известно же, что во время тяжелейших войн и природа России оказывалась на стороне отечественного солдата. Воинственный патриотизм, суровость российской природы познали и Наполеон, и немецкие генералы и солдаты.  
Приглядитесь к своей малой родине, к своим озерам, земляничным полянам, к березовым рощам на утренней и вечерней заре – и ощутите полноту жизни.
Для нас «центр мира» – наша малая родина. Не случайно же Владимир Путин национальной идеей России назвал патриотизм. А патриотизм – понятие широкое, оно непременно включает и любовь к малой родине.
Так и совсем маленькие страны имеют и свою уникальность, и самобытные традиции, и национальное достоинство. Не только, скажем Ватикан или Израиль, которые на особом счету на планете Земля, которые исторически неприкосновенны со стороны больших и сильных держав. Но большие и сильные страны, преследуя свои «национальные интересы», обычно не считаются с уникальностью и национальным достоинством других маленьких государств. А это несправедливо.
И не только географией и размерами территории определяется масштаб государства. А еще, помимо военной мощи и полезных ископаемых, и духовной мощью народа, его патриотизмом, надежностью его исторических корней. Россия после распада Советского Союза тоже растерялась, чуть не превратилась в исторически маленькую страну с огромной территорией, в сырьевой придаток Запада. Еще не забыты картины с гуманитарной помощью из Германии нашим фронтовикам-победителям, еще не забыт упоительный хохот Билла Клинтона над, говорят, не совсем трезвым Борисом Ельциным, обещавшим «открутить» ядерные боеголовки со стратегических ракет, благодаря которым Россия и сохраняет свой исторический и геополитический масштаб в этом жестоком мире.
И перед президентом Владимиром Путиным сразу же встала грандиозная задача – уберечь Россию от судьбы маленькой беззащитной страны, о которую с удовольствием вытирали бы ноги более сильные страны. И эта тяжелая задача продолжает выполняться и сегодня – с неизменным осознанием абсолютной исторической ценности и океана, и степи, и гор, и тихих холмов в одном из уголков Мордовии…

Камиль Тангалычев