Что они делают для людей?
Мы, читатели газеты «Юлдаш», наблюдаем за изменениями в общественной жизни татар Мордовии. На место одних общественных лидеров приходят другие. Меняется ли что-то от этого в национально-культурной жизни татар Мордовии?
Нам бы хотелось, чтобы были изменения в лучшую сторону. Чтобы наши национально-культурные общественные организации были активны и полезны людям. А то общественная жизнь татар Мордовии нередко отличается формализмом. В отчетах общественных организаций значатся многие мероприятия, которые государство проводит по своей программе. А вот много ли мероприятий проводят конкретно сами общественные организации? Хотелось бы, чтобы их было больше, если уж отдельные люди добровольно взяли на себя почетные обязанности татарских общественных лидеров. Почета без конкретных дел не бывает.

Правда, и сами мы, татары Мордовии, кажется, недостаточно активны в проведении своих культурных мероприятий. Ждем их от кого-то со стороны.

 


Альфия Зарипова


Читаем ли книги своего земляка?

Мы часто с гордостью произносим имя выдающегося татарского поэта Хади Такташа, родившегося в нашем краю. Особенно, благодаря школьным учителям и работникам культуры, вспоминаем о нем во время юбилейных дат. В 2000 году широко, с участием большой, представительной делегации из Татарстана, отметили в Мордовии его 100-летие, а через несколько лет в селе Сургодь (Сыркыды) ныне Торбеевского района построили музей нашего национального поэта. И это – замечательно!
Но остается главный вопрос: читаем ли мы его книги на татарском или хотя бы в переводе на русский язык? Открываем ли хоть иногда сборники Такташа с его теплыми лирическими стихами о родном крае, с его трогательным стихотворением «Мокамай», с его замечательной поэмой «В деревне Сыркыды»? Я почему-то уверена, что мы делаем это очень и очень редко. Может быть, Такташа читают учащиеся, которым необходимо читать это по школьной программе.
Лучшая память о поэте – чтение его книг. Но более всего это нужно нам самим, чтобы обогатиться духовно, чтобы прикоснуться к народной душе, к родной речи, чтобы полнее почувствовать себя частью большого народа, имеющего богатую и достойную историю. Вот я недавно достала из шкафа книгу Хади Такташа и за ее чтением с удовольствием, то радуясь, то грустя, провела зимний вечер…


Румия Арсланова



Слово о мире
Каждую неделю жду газету «Юлдаш», чтобы в первую очередь прочитать в ней колонку главного редактора. Мне интересно то, что в этой колонке говорится о событиях в мире. Нравится мне международная тематика.
Действительно, с каждым годом все опаснее становится жить на земле. Нарастает опасность ядерной войны. Очень много здесь зависит от наших правителей – смогут ли договориться между собой. Об этом часто говорится и в колонке.
Я еще с давних советских лет интересуюсь международной жизнью. С интересом смотрел программы «Время», «Международная панорама», «Сегодня в мире». И не просто смотрел, а часто переживал о том, что происходит на планете.
И хорошо, что республиканская татарская газета уделяет внимание международной тематике. Мы ведь живем не в замкнутом пространстве. Тем более, публицист, ведущий колонку, что-то нам, простым читателям, и объясняет, помогает разобраться в политике. Правда, иногда с ним хочется о чем-то и поспорить, иногда хочется о чем-то спросить, а иногда – высказать какое-то пожелание осветить ту или иную тему, высказаться о том или ином мировом событии. Хочется, чтобы колонка главного редактора в «Юлдаш» продолжала выходить, побуждая нас к размышлениям о мире…


Шамиль Садыков



Боевой путь Анвяра Агеева
Анвяру Серажетдиновичу Агееву выпала нелегкая судьба. Общий трудовой стаж у него при выходе на пенсию составил 53 года. Он участник Великой Отечественной войны. Имел воинское звание капитан в запасе. Имел трех сыновей, которые были на военной службе в рядах Советской Армии. Но так уж сложилась его судьба, что ему пришлось пережить своих сыновей. Такое не каждый выдержит. Был трижды ранен в Великую Отечественную войну.
Когда летом 1942 года Анвяру исполнилось 18 лет, его призвали на военную службу в тяжелое время для нашей Родины. Сначала он попал на станцию Новашино Горьковской области в школу младших командиров, так как имел образование 7 классов. Но доучиться в ней до звания младшего сержанта не пришлось. Срочно всем курсантам дали звание ефрейтора и отправили в Сталинград.
С декабря 1943 года Анвяр Агеев участвовал в разгроме окруженной немецкой группировки. В январе 1943 года немецкая пуля попала в Анвяра Агеева. После выхода из госпиталя был награжден орденом Красной Звезды и медалью «За оборону Сталинграда». Второй раз Анвяр Серажетдинович был ранен весной 1943 года в боях над Харьковом. Снова госпиталь. Потом опять на фронт.
Участвовал в боях за освобождение Донбасса. За форсирование реки Северный Донец награжден медалью «За отвагу».
В марте-апреле 1944 года учился на курсах младших лейтенантов при III Украинском фронте. Командир стрелкового взвода А.С.Агеев участвовал в освобождении городов Николаев и Одесса.
За умелое руководство взводом и личное мужество при форсировании реки Днепр он получил орден Отечественной войны.
При участии в одной из наступательных операций Красной Армии – Ясско-Кишиневской в числе 10 сталинских ударов по врагу в 1944 году был контужен. Его зрение стало ухудшаться.
В составе III Украинского фронта А.С.Агеев участвовал в освобождении от врагов Украины, Молдавии, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Австрии. Третий раз А.С.Агеева ранило при освобождении Белграда в 1944 году. Надо было быстро овладеть мостом через Дунай и захватить плацдарм по другому берегу.
Сильный ружейно-пулеметный огонь прижал наших солдат к земле. Выполнение боевой задачи срывалось. Тогда взвод гвардии лейтенанта А.С.Агеева первым встал под пули, он личным примером поднял за собой и увел его в атаку. Но и первым, в кого попала немецкая пуля, был Анвяр Серажетдинович. За участие в освобождении Белграда он получил медаль «За освобождение Белграда».
Боевой путь на запад мог закончиться в 1945 году в Австрии. Но их часть срочно направили на Дальний Восток. А в румынском городе Турку Северии они получили весть о безоговорочной капитуляции Японии.
В последние годы своей жизни Анвяр Агеев был муллой села Большой Шуструй Атюрьевского района, был уважаемым человеком среди односельчан. Как говорят про таких людей, он наш, свой, ему всегда можно верить, он никогда не подведет.


Владимир Ермишев



Природа просит нас - быть людьми
Бывая летом в родных местах, которые находятся среди живописной природы, не перестаю удивляться и возмущаться тем, как люди относятся к своей земле.
Что встречаю во время прогулок? На лугах, на берегах реки Мокша и озер разбросан мусор: пустые пластиковые бутылки и пивные банки, много стеклянных бутылок, пустых консервных банок, окурков, пустых пачек из-под сигарет, полно различного тряпья и бумаги. На тех же лугах много выжженных мест после разведенных костров. Среди травы и цветов валяются угольки и недогоревшие остатки дров…
Кто это оставляет? Несомненно, те, кто там сегодня живет и так «отдыхает». Или же те, кто туда приезжает летом – на «родину предков». Разве можно так варварски относиться не просто к родной природе, а к малой родине? Неужели совесть не мучает и душа не болит? Неужели – не стыдно так поступать с землей?
И мне хочется вновь и вновь напоминать или даже кричать: люди, давайте будем людьми по отношению к природе. Именно родная природа просит нас об одном – быть людьми…


Наиль Ибрагимов