В 80-е годы прошлого века, когда я начал записывать воспоминания участников войны нашего села Алтары Ромодановского района, как-то пришел в дом к Ямбаевым. Супруги Хасымхан абый и Сафия апа сидели за столом и пили чай.  Когда я объяснил цель моего визита, Хасымхан абый, как малое дитя, горькими слезами заплакал, говоря: «Я ведь не вояка, хотя три раза пытался попасть на фронт». И Хасымхан Салахотдинович рассказал свою историю – как он всю войну работал на трудовом фронте.

Хасымхан Ямбаев родился 22 июня 1920 года в деревне Рейтар (Алтары), сейчас это Ромодановский район. В семье росло четверо детей, и отец, чтобы прокормить семью,  работал на мельнице у зажиточных односельчан. Кстати, он участник Первой мировой и Гражданской войн, награжден Георгиевской медалью «За храбрость» 3-й и 4-й степени. Мать Азизя воспитывала детей.
Хасымхан получил начальное 4-х классное  образование в родном селе в советской трудовой школе 1-й ступени. В 13 лет пошел работать в колхоз, наряду со взрослыми выполнял самые различные работы. Весной засевали и бороновали поля, используя в качестве тягловой силы быков. Летом Хасымхан пас скот, в зимнее время на ферме откармливали коров и телят. Работать в колхозе было тяжело всем, ведь все работы делались вручную.
- Во время уборочной страды мы косили зерновые и возили на быках снопы в колхоз, чтобы взрослые молотили. В день делали по несколько рейсов, - рассказывал Хасымхан абый. - После окончания уборочной страды  убирали солому и начинали пахать, чтобы успеть до наступления дождей и холодов. Уставали сильно, а придя домой, сразу ложились спать, потому что утром опять надо было рано вставать.
В 1938 году Хасымхан Ямбаев уехал в поисках работы в Москву, где работал на стройке, на заводе, а также закончил курсы слесарей. В том же году в столице его призвали на службу в ряды Красной Армии, которую он проходил в московских автомобильных войсках.
Отслужив, Хасымхан вернулся в Алтары в мае 1941года и снова стал работать в колхозе. Хотя, как он вспоминал, у него было желание учиться профессии столяра в Лямбирском ФЗУ, да война помешала. И в сентябре 1941 года Хасымхан устроился слесарем на станцию Красный Узел  в вагоноремонтное предприятие.
- Как и до войны, мы продолжали ремонтировать паровозы и вагоны. Но предприятие перестроило свою работу на выпуск военной продукции, - рассказывал Хасымхан Салахотдинович. - С предприятия на фронт уходили паровозы и банно-прачечные вагоны, просто вагоны, снегоочистители, выпускались спецвагоны для зенитных орудий.  
Как рассказал Хасымхан абый, в каждом цехе было несколько бригад из 6-7 человек. Каждой бригаде отводился свой  участок работы: ремонтировали паровозы, вагоны, санитарные  поезда, изготавливали детали.
- В нашей бригаде №5 было шесть человек, из которых я был  самым молодым, трое преклонного возраста, - продолжал рассказ Хасымхан абый. -  Бригадиром был Николай Петрович Мартынов 60-ти лет. Опытный специалист, но в то же время тихий и скромный, никогда не повышавший на подчиненных голоса.  Все объяснял тихо и доходчиво. Нашу бригаду называли «паровозники», так как мы ремонтировали паровозы, которые поступали в цех ежедневно и не по одному. Каждый  следовало осмотреть, выяснить, какой ремонт требуется, и устранить поломку. Порой нужно было полностью разобрать паровоз, как говорится, до винтика, а затем самим изготовить на станке нужные детали и собрать заново паровоз.  Такую работу мы выполняли за два дня. Работали и днем, и ночью, порой ночевали прямо в паровом котле, еду принимали по очереди, чтобы не останавливалась работа, иногда помогали другим бригадам. За день уставали так, что валились от усталости, и ноги еле ходили. Работа была тяжелая, но никто не жаловался. Мы понимали, что надо выдержать, не обращали внимания на трудности, знали – все это надо для достижения одной общей цели – скорейшей победы над врагом.
В начале 1942 года три человека из бригады «паровозников» написали заявления об отправке на фронт. Вот как вспоминал об этом Хасымхан Ямбаев: «Втроем рано утром мы пришли в Лямбирь в военкомат. Нас пригласили в кабинет военкома, который показался нам очень грозным.  Он строго сказал, что мы должны работать здесь, а не проситься на фронт. Мы вернулись, а начальник депо устроил нам разнос: за то, что мы опоздали на работу и ушли, не предупредив бригадира. Нам троим сделали предупреждение».
С началом   войны многие железнодорожники писали заявления об отправке их  на фронт, но им отказывали, объясняя тем, что здесь тоже фронт, на котором выполняют не менее важную работу. А в депо не хватало людей, работали в основном старики, женщины и молодые девчонки, которых надо было обучать. За каждым «необученным» работником был закреплен наставник.
В июне 1942 года Хасымхан Ямбаев второй раз написал заявление об отправке на фронт и на попутном транспорте доехал до военкомата.
- Когда меня спросили, подготовил ли я себе замену, я промолчал: «Это хорошо, что проситесь на фронт.  Вы пойдете на фронт, а кто вместо вас вашу работу будет выполнять?»  Я, недовольный, пешком отправился обратно домой. Правда, в этот раз никто не знал о моих хождениях в военкомат, кроме отца и матери, - рассказывал Хасымхан абый.
В августе 1942 года на станцию Красный Узел прибыл эшелон с военной техникой и солдатами, отправляющимися на фронт. У эшелонного паровоза случилась небольшая поломка, и слесари  приступили к срочному ремонту, чтобы не задерживать отправку военного состава.
Хасмыхан Салахотдинович, добежав до станции, нашел этот эшелон. Двери вагонов были открыты, а солдаты прогуливались вдоль состава. Недолго думая, Хасымхан запрыгнул в один из пустых вагонов и спрятался под соломой. Но через некоторое время  военный патруль станции обнаружил его. Его сняли с вагона и отвели к военному коменданту станции. Ямбаев вспоминал:
- Он стал расспрашивать, кто такой и откуда, куда собрался ехать на военном эшелоне. Я объяснил ему, кто такой, где работаю и куда собрался ехать. Комендант объяснил, что по закону военного времени меня могут осудить как дезертира или как диверсанта. Но, поняв мое стремление идти на фронт, велел военному патрулю отвести меня на место работы. Члены партии, бригадиры, начальники цехов вагонного предприятия обсуждали мое недостойное поведение – самовольное оставление работы и срыв срока ремонта. В итоге сделали последнее предупреждение. Наказали также нашего бригадира, сделав строгое предупреждение с занесением в личное дело. На этом мои хождения на фронт закончились.
Хасымхан Салахотдинович Ямбаев так и продолжил работать в вагонном депо до конца войны, работал и после войны.  Вся его трудовая деятельность была связана с железной дорогой: стаж на вагоно-ремонтном предприятии составил более  40 лет. Работал добросовестно, за что много раз отмечался благодарностями и наградами, получил звание «Ветеран труда».
- Моя жена Сафия  Якубовна тоже была участницей трудового фронта, - говорил Хасымхан абый. - После войны  работала полеводом в колхозе, мы растили детей, потом пошли внуки. Да, неимоверно трудно было во время войны, но эти трудности и испытания мы преодолевали всем народом ради общей цели.

 


Наиль Исхаков