На прошлой неделе в День памяти и скорби в нашей стране прошли мероприятия и акции, связанные с началом Великой Отечественной войны. 22 июня вспоминали о том, как начиналась война, о том, как жизнь людей разделилась на «до» и «после». Гульшат Ганиевна Булгакова из села Енаково Темниковского района в эти дни размышляет, как бы сложилась ее жизнь, если б не было войны? Гульшат родилась 21 июня 1941 года, а уже на следующий день ее отцу Гани Фяттяховичу Агееву пришла повестка из военкомата – мобилизация. Но обо всем по порядку.

Гульшат Ганиевна Булгакова знает о своем отце со слов матери Магири Юнусовны Тугушевой.
- Мама рассказывала, что они успели прожить с отцом всего полтора года. И это время она вспоминает, как самое лучшее, так как жили они душа в душу, - говорит Гульшат апа. – Родители тогда обосновались в Татарском Акашеве, родном селе отца. Он работал продавцом в магазине, который располагался на цокольном этаже дома, в котором и жили. Такая вот была мирная жизнь. Он очень радовался, когда я родилась. Мама была родом из соседнего села Дашкино, и отец отправился с радостной новостью к родителям жены. Вернулся – а ему уже вещи да нехитрую еду в дорогу собирали – пришла повестка из военкомата. Все плакали и думали – что теперь будет? Со слезами проводили его в дальнюю дорогу. Но его возвратили домой буквально через несколько дней. Правда, по какой причине – не знаю. Он пробыл дома десять дней и отправился на фронт. Домой уже не вернулся. Осталась для него новорожденным ребенком.
Гульшат Ганиевна Булгакова рассказывает, что в дни, когда ее отца первый раз отправили на фронт, ей дали имя, которое выбрала сестра отца – Асма.
- Об этом мне говорила мама, - продолжает свой рассказ Гульшат апа. – Так и жили мы все вместе в Акашеве во время войны: мама с ребенком и моя тетя Асма. Они работали в колхозе: на трудовом фронте оставались все силы. Да и дома хозяйство держали – была корова, овцы, гуси. Трудно было всем. Мама, конечно, ждала и верила, что отец вернется. Но не судьба. В 1942 году сначала пришло известие, что Гани Фяттяхович Агеев пропал без вести, а вскоре и похоронка пришла. Конечно, много во время войны женщин вдовами остались. Знаю, что в послевоенные годы к маме сватались достойные люди, но замуж она так и не вышла, хотя тяжело ей было без мужа, а мне – без отца. Она всю жизнь проработала в колхозе: снопы вязала, картошку и свёклу сажали-убирали,  кукурузу полола, торф резала. Подрастая, я помогала, чем могла. Она прожила долгую жизнь и умерла в 90 лет. Я всегда была рядом с ней.
- Магиря Юнусовна Тугушева была стойкая и мудрая женщина, надеялась только на себя, - добавляет Галина Васильевна Булгакова, невестка Гульшат Ганиевны. – А о солдате Гани Агееве упоминается в 8-м томе книги «Память Мордовии».
Гульшат Ганиевна Булгакова сама прожила простую жизнь сельской женщины. В родном Татарском Акашеве была только начальная школа, поэтому восьмилетнее образование она получила в Тарханах. Пошла работать в колхоз, в котором всю жизнь проработала дояркой.
- Сорок лет я доила коров, - вспоминает Гульшат апа. – Те, кто работал в то время на фермах, знает, какой это был тяжелый ручной труд. Я считалась передовой дояркой, за свою работу получила много почетных грамот, благодарностей от руководства колхоза, районного начальства. Только звания ветерана труда не дали. Избиралась и депутатом сельского совета.
Гульшат Ганиевна Булгакова долго и счастливо прожила в браке со своим мужем Алимом Ибрагимовичем Булгаковым, односельчанином. Как она говорит, пришел с армии, посватался и поженились.
- Муж тоже трудился в колхозе, у нас родилось два сына и две дочери, - говорит Гульшат апа. – Бабай умер год назад, а мы с ним прожили 55 лет. Дочери живут в Санкт-Петербурге, постоянно навещают меня. А вот оба сына умерли. Радуюсь тому, что у меня четыре внука, подрастают четыре правнука. Я никогда не остаюсь одна: кто-то из родных поддерживает на расстоянии, а кто-то живет рядом.

 

Альбина ДАВЫДОВА.