В День России и в день города, наверное, многих жителей и гостей праздничных мероприятий в Саранске привлек мастер, который  в Пушкинском парке ловко работал за гончарным кругом, показывая всем желающим свое умение. Это Абдулвакиль Рахимьянович Хамидуллин, художник-керамист, преподаватель детской школы искусств №1 Саранска, член Союза дизайнеров России.
- Я учу детей процессу изготовления различных изделий из глины, - рассказывает мой собеседник. – Это занятие развивает в детях немало положительных качеств – усидчивость, внимательность, умение находить детали в обычных вещах, мелкую моторику рук. Все это также хорошо развивает мышление. В начале учебного года обычно приходит много детей, но через месяц-два остаются те, кого  по-настоящему увлекло это ремесло. А некоторые дети еще учатся и в музыкальной школе. Такое разностороннее культурное образование делает человека богаче духовно, помогает видеть мир многопланово.
Рассказывая, Абдулвакиль Рахимьянович показывал мне фотографии и со своими работами, и с работами учеников.  Одно слово: столько всего красивого и необычного делается из глины! Жаль, что на газетных страницах много не покажешь.
Абдулвакиль Хамидуллин родом из Алтайского края, рос, как он сам говорит, в глухом селе, многонациональном, где на одной улице жили татары, на другой – немцы, на третьей – украинцы. Нашли здесь пристанище и старообрядцы.
- Так что с детства был знаком с культурами разных народов, - говорит Абдулвакиль Рахимьянович. – Но татары-односельчане соблюдали все свои традиции, общались на родном языке, обряды проводил свой имам, еще до революции  была мечеть, в 30-е годы переделанная в амбар, потом разрушенная.  Татары переселялись в основном сюда во время репрессий. Моя мама в младенчестве оказалась в Сибири, куда семью ее отца отправили после раскулачивания. А родом они из села Ломаты Дубенского района.
Хамидуллин вспоминает, что школа в селе, конечно, была многонациональной. В его классе учились пять татар, казахи, русские и дети других народов.
- И сейчас, несмотря на то, что село остается таким же многонациональным, татары сохраняют свой язык, культуру, - продолжает он. – Очень трудолюбивы, строят добротные дома, каждый сельчанин держит большое хозяйство, в котором много скотины. Но, как и везде в стране, молодежь старается уезжать из сельской местности.
В школе Абдулвакиль посещал кружок рисования, и учитель уже тогда отмечал его способности. После окончания десяти классов выпускник год работал в местном колхозе, отслужил в армии, некоторое время был художником в клубе родного села. А потом поступил в Новоалтайское художественное училище, после чего закончил Красноярский художественный институт, отделение керамики.
- За все восемь лет учебы я сделал много разных предметов из глины. Вот чайный набор из фарфора, посвященный осени, который так и называется «Воздух осени». Я помню, сколько труда вложил в эту курсовую работу. Здесь особая роспись солью, которая как бы впивается в стенки изделия и выдает красивые акварельные разводы. Кстати, набором можно пользоваться по назначению. К сожалению, сахарница и маленький заварочный чайник разбились, а формы для отливки глиняной массы потерялись. Моя дипломная работа в институте – сосуды для сыпучих материалов под названием «Ветер пустыни»: вот минарет, а здесь очертания напоминают арабскую вязь. А это сосуд для вина. Студенты все делают сами, начиная от разработки эскиза и до полного изготовления изделия.
Абдулвакиль Хамидуллин  десять лет прожил в Челябинске, где преподавал в художественном училище. Непосредственно при его участии в училище открылось отделение керамики.
- Меня радует, что отделение продолжает успешно работать, - рассказывает он. – Я и сейчас в постоянном контакте со своими бывшими студентами. Мне приятно, что они делают успехи как художники, как мастера.
На Урале при раскопках нашли огромное древнее городище, которое называется Аркаим. Древние вещи, найденные там археологами, подарили идеи для создания различных работ Абдулвакилю Рахимьяновичу.
- Мне очень нравится там работать. Хочется творить и творить. Вот посмотрите, работа под названием «Ветхость времен», посвященная Востоку.   В композицию  входит, например, курдюк для молока, светильник-слон:  сюда наливается масло. Восточной тематикой я сильно увлекался. Еще одна работа называется «Караван» (на фото), которую сделал еще живя на Урале – древние керамические кувшины, один из которых напоминает минарет мечети, другие представил в образе верблюда, лежащего верблюда, напоминающего бархан в пустыне, ослика.  В другой работе, связанной  с зороастрийской мифологией, постарался передать, что овен – это шерсть, тепло, тур – носящий на рогах солнце, волк – зовущий в степь, кентавр – степная свобода. Фигуры покрыты глазурью, которая имеет сложную технику нанесения. Конечно, фото не передает, как они отливают золотом, а потом серебрятся. Они вылеплены не на гончарном круге, а на турнепке. Эти напольные вазы - три нимфы, три образа женщин, они все по-своему красивы.  Эту композицию я делал на гончарном круге. На работу уходит около месяца – две-три недели лепка, потом сушка, обжиг, покрытие глазурью.
Гончарный круг, пожалуй, главный инструмент керамиста. Сейчас они современные, электрические. Но Хамидуллину хотелось работать за станком, пришедшим из глубины веков.
- Я нашел в интернете чертежи старинного гончарного круга, с рычагом, - рассказывает он. – Мне захотелось воссоздать его, в процессе изготовления немного усовершенствовал. Получился отличный гончарный круг. За таким вы и могли меня видеть в парке Пушкина. Всего сделал пять таких механизмов.
Хамидуллин вернулся на историческую родину в конце 2006 года, куда за несколько лет до этого переехала его мама Кадрия апа, она и сейчас живет в Ломатах. В Саранске Абдулвакиль Рахимьянович  около двух лет проработал дизайнером. Один из его проектов мы можем всегда увидеть в Пушкинском парке – необычный фонтанчик в пруду, где плавают утки,  недалеко от центрального входа. Потом пять лет работал преподавателем в Институте национальной культуры МГУ имени Н.П.Огарева. И последние три года – учит детей непростому искусству керамики.
Удивительно, но, приехав в Мордовию, где он ни разу не был, ему поначалу трудно было понять наш «мишарский» татарский язык. В селе, где он вырос, в основном жили казанские татары и, конечно, Абдулвакиль Хамидуллин с детства хорошо знал этот диалект языка.
- Всю сознательную жизнь я провел с русскими, по-татарски мне приходилось говорить редко, но родной язык никогда не забывал, - говорит  Абдулвакиль Рахимьянович. – Кстати, близ Красноярска, где сливаются реки Ангара и Енисей, живут  много татар, они говорят на казанском диалекте, сохраняют свои традиции.  А я сейчас полностью адаптировался к мишарскому диалекту татарского языка и меня уже не удивляют русифицированные слова с татарским акцентом.
Заслуженный работник культуры Мордовии Елена Михайловна Сафина, директор детской школы искусств №1, говорит о Хамидуллине как о талантливом человеке и педагоге.
- Он отлично умеет работать с глиной, владеет техникой рисунка. Он не только керамист, но и художник – рисует портреты маслом и карандашом. Абдулвакиль Рахимьянович увлеченно проводит занятия с детьми, под его руководством они мастерят кружки, горшки, свистульки и другое. Он интересуется мифами и легендами,  и у него много работ, связанных с этой тематикой. О его таланте говорит и то, что он сам собрал механический гончарный круг – ногой нужно «завести» привод и одновременно  рукой крутить рычаг на круге. Устройство вызвало большой интерес в День России в Пушкинском парке и на Сабантуе в Лямбире. И дети, и взрослые становились в очередь, чтобы посидеть за гончарным кругом, попробовать, как из комка глины рождается изделие. Все уходили такие довольные!  А в нашей школе искусств дети учатся работать за электрическим гончарным кругом. Есть у нас и высокотемпературная печь, в которой обжигаются работы из глины.
Абдулвакиль Хамидуллин – участник многих выставок, в том числе международных. В прошлом году керамист Хамидуллин посетил Казань, где показал мастер-класс на международном фестивале. Хамидуллина неоднократно приглашали в Магнитогорск, Ханты-Мансийск, где он искусно вылеплял огромные фигуры изо льда. Да и в Саранске в год Лошади не обошлись без его мастерства – вырезал ледяные фигуры. Он участник выставок фестиваля «Шумбрат, Мордовия!». Есть у Хамидуллина  и мечта – устроить персональную выставку своих работ.

Альбина Давыдова