30 июня в Темников прибыла музыкально-этнографическая экспедиция из Казанской государственной консерватории имени Назиба Жиганова в составе доцента кафедры теории музыки и композиции, кандидата искусствоведения Айсылу Тагировны Гумеровой и студенток теоретико-композиторского факультета Айсылу Зариповой и Рамили Замаловой. Экспедиция прибыла с целью изучить музыкальный фольклор татар Мордовии, их традиции и быт. Всего экспедиция трудилась в Мордовии пять дней: с 30 июня по 4 июля. За это время члены экспедиции посетили села Митрялы и Тарханы, деревни Енгуразово, Татарское Адаево и Татарское Караево в Темниковском районе, село Акчеево и деревни Чурино и Новое Кадышево в Ельниковском районе, деревни Большой Шуструй, Усть-Рахмановка и Татарское Тенишево в Атюрьевском районе.
Айсылу Тагировна Гумерова рассказала, что в Мордовию экспедиция прибыла нацеленно, чтобы собрать информацию о фольклоре, обычаях и традициях татар именно этих районов. Отметим, что в 2002 году из Казанской государственной консерватории имени Назиба Жиганова уже приезжала экспедиция, но тогда удалось охватить лишь татарские села Атюрьевского района.
- В этот раз мы обошли большое количество татарских сел и деревень, собрали много материала о том, как проходили в этой местности в старину свадьбы и похороны, проводы в армию солдат, узнали, как тогда веселилась молодежь, какие песни пели и в какие игры играли, - говорит Айсылу Тагировна. – Выясняли, какие праздники отмечали наряду с мусульманскими религиозными. Например, интересен праздник «Ой туе» (Новоселье). Также отмечу, что в наиболее неизменном виде с давних времен сохранился именно похоронный обряд, который состоит из нескольких этапов. Можно сказать, что в исследуемых населенных пунктах похороны проходят сейчас практически также, как и 100 лет назад. Весь этот материал теперь предстоит систематизировать и изучить.
Вместе с Айсылу Тагировной в республике работали студентки второго и третьего курса кафедры татарской музыки и этномузыкологии. Одна из них уже собирает материал для своей дипломной работы, которая будет написана по старинным песням татарских сел Мордовии, в их числе баиты – самый древний жанр татарского народного творчества и такмаклар – подобие частушек.
- У татар-мусульман России много общего в обычаях и обрядах, однако находятся и различия. Так, например, мы обнаружили одно существенное отличие в свадебном обряде татар-мусульман Мордовии и Татарстана. Это один из этапов свадьбы, который называется «Кыз елату», когда девушку доводят до слез печальными песнями и рассказами о прощании с девичеством, расставании с родителями и отчим домом. В структуре свадебного обряда татар-мусульман Татарстана такого этапа нет, остальные этапы свадьбы очень похожи или полностью идентичны, - подчеркивает Айсылу Тагировна.
Также Айсылу Гумерова отметила значительное отличие песенного творчества татар Мордовии.
- Песни вашего региона отличаются очень сильно от тех, что пели на территории современного Татарстана, и напевами, и поэтическими текстами, и мотивами, и интонациями, - говорит она. – У татар Мордовии свои музыкальные особенности.
Еще один интересный обряд был обнаружен экспедицией в структуре похоронного обряда татар Мордовии. Этот обряд называется «Таш тарту». Он заключается в том, что покойный или его родственники еще при жизни готовят крепкий тканевый мешочек с 1000 небольших камешков. Когда человек умирает, вечером накануне похорон близкие и родные люди собираются в доме покойного. Этот мешочек развязывают, каждый берет камешек и произносит слова молитвы, процесс повторяется участниками обряда по несколько раз. Предполагается, что обряд «Таш тарту» заменяет или идентичен обряду «Тиспе тарту», когда во время перебирания четок, мусульмане читают молитвы. Затем во время похорон эти камешки рассыпают на могиле усопшего под слоем земли.
Айсылу Тагировна рассказала, что в процессе общения с жителями татарских сел велась видео и диктофонная запись. Целью экспедиции является переложение записанных песен, баитов и такмаков на ноты и подготовка сборника.
Первым селом, куда направилась экспедиция, стало село Митрялы Темниковского района. Там девушки встретились с местными жительницами Садией Зяйдулловной Шехмаметьевой и Адилей Зарифовной Шехмаметьевой. Женщины рассказали о традициях и обрядах жителей своего села, спели старинные песни, из которых получился прекрасный аудио и видео материал.
- В нашем селе наиболее хорошо сохранился свадебный обряд, - рассказывает Садия Зяйдулловна Шехмаметьева. – Мы и своих дочерей замуж отдавали так, как выходили замуж сами, по старинному обычаю. Тогда свадьба шла почти неделю и гуляла вся деревня. Потом спели несколько старинных застольных песен. Я исполнила печальный баит о девушке, которая встречалась с парнем. Он обманул ее и бросил, а она бросилась в воду и утопилась от горя. Баиты обычно очень длинные и протяжные. Запомнится баит или нет - очень зависит от текста, если текст складный и легко запоминается, то такой баит передается из поколения в поколение столетиями, а если текст сложный, то запоминается только его сюжет, содержание, а сам текст забывается.
Экспедиция завершилась, и ее участники вернулись в Казань. Возможно, после того, как будет проведена работа над собранным материалом, мы услышим старинные песни татар Мордовии в исполнении профессиональных артистов.

Эльвира Баляева