Живет своей размеренной жизнью татарское село Акчеево (Кюгеш) в Ельниковском районе. Не очень веселой жизнью сегодня живет, хотя и располагается на живописном берегу реки Мокши, возле лесов и лугов. К сожалению, только за шесть месяцев нынешнего года в Акчееве умерло столько людей, сколько за весь 2020 год.  
Можно было бы сказать, что население здесь уже довольно старое, но ведь неожиданно умирают люди еще вовсе и не старые. Нет так давно скоропостижно ушел из жизни Халим Ряхимович Шехмаметьев – труженик, шофер, которому не было и шестидесяти лет. Вскоре умер ветеран труда, рыбак-любитель Кямиль Касимович Кутуев, которому было более восьмидесяти лет. Потом похоронили Ряшита Загидулловича Тангалычева – тоже труженика, депутата Совета депутатов Акчеевского сельского поселения, инженера по специальности, человека с золотыми руками, умевшего работать и с деревом, и с железом. Ему было чуть больше шестидесяти лет. Еще в юном возрасте он самостоятельно смастерил лодку, которая потом плавала по акчеевскому озеру. На его похороны собралось много людей, друживших с ним, уважавших его. В том числе – из соседних сел. Между жителями татарских сел Акчеево, Чурино, Ликиньё, Лобановка, Вачеевка и Новое Кадышево сохраняется добрая человеческая связь. Были на похоронах и ныне городские жители, которые на лето приезжают в родное Акчеево. Надо отметить, что на проводы усопших в Акчееве собираются все, кто может. Даже, когда привозят умерших земляков из других городов (например, Нижнего Новгорода, Саранска или Санкт-Петербурга) всегда приходят мужики, которые выкапывают могилу и провожают усопшего в последний путь.  
Похоронным обрядом, когда провожали в последний путь Ряшита Загидулловича, традиционно руководил мулла Равиль Ахмеджанович Шехмаметьев, который днем раньше похоронил свою жену, в прошлом колхозную труженицу Наиму апу. Равиль Ахмеджанович – потомственный мулла, сын наиболее уважаемого в селе муллы Ахмеджана абы, после которого долгие годы муллой в Акчееве был его племянник Кярим хазрат Шехмаметьев – двоюродный брат Равиля абы. Равилю абы, которому сельчане искренне доверили быть своим муллой после отца и двоюродного брата, сейчас больше восьмидесяти лет. Он находится вне всяческих религиозных дрязг в Саранске. Может, и не знает о них. Он просто делает свое дело – служит Аллаху и своему народу. А жители и уроженцы Акчеева чистосердечно благодарны за то, что у них есть Равиль мулла, который рядом с односельчанами и в часы радости, и в часы печали. Очень важно, чтобы в каждом татарским селе был такой мулла, которого надо всячески оберегать от вовлечения в вязкие конфликты в муфтиятах…
Что еще сегодня происходит в Акчееве? Пока живы старейшие жители села – Халифя Хасяновна Мещерова, Сания Ибрагимовна Кутуева, Сафиулла Алимович Мещеров, Равиль Айнетдинович Мещеров, Равиль Арифович Мещеров, Ряхим Ибрагимович Шехмаметьев и другие.
Еще по утрам выгоняют на луга небольшое стадо овец, которых, как и прежде, пасут по очереди, но уже нет прежде многочисленного стада коров. Есть свое стадо коров только у Рамиля Алимовича Шехмаметьева – сельского фермера. Существует и некое, уже слабенькое, сельхозпредприятие, заменившее прежде мощный колхоз, но не способное давать людям рабочие места. Стадо в этом предприятии пасет шестидесятилетний Ряхим Ибрагимович Шехмаметьев (полный тезка одного из старейшин Акчеева) – скромный сельский труженик, очень простой человек. Но хлебные поля не засеваются, они печально и укоризненно пустуют под солнцем и луной. Немногие жители Акчеева держат гусей, которым раздольно на лугах и озерах; немногие сажают картофель, но уже не так широко, как раньше. Большие картофельные участки в значительной мере тоже пустуют. Кто-то на них засевает траву на корм животным.
Но по-прежнему есть частный табун лошадей у Шамиля Шикуровича Мещерова. Этот табун делает еще красивее акчеевские луга, когда весной, летом и осенью пасется на них с утра до вечера; и дает ощущение полноты жизни, когда на закате гулко возвращается в село. Лошади – своеобразная отдушина для Мещерова, дело жизни, увлечение. Хотя нелегко на зиму заготавливать для них корма. Но ему помогают братья Кярим и Нуретдин, который, прожив много лет в Санкт-Петербурге, вместе с женой Равилей навсегда перебрался в Акчеево.
И другие люди в Акчееве живут своей простой жизнью. Кто-то живет на пенсию, кто-то где-то находит работу. Бюджетники получают гарантированную зарплату: в селе пока есть филиал Стародевиченской средней общеобразовательной школы, медпункт, библиотека, почтовое отделение. Также открыты два магазина. Как, впрочем, и в других селах, являющихся центрами сельских поселений.
Отрадно и то, что в дни мусульманских праздников не пустует сельская мечеть. Например, в течение всех дней священного месяца Рамазан на вечерние молитвы собираются в мечети люди – пусть даже лишь несколько человек. Молитва через звукоусилитель разносится по всему Акчееву. А вот во время похорон сплачивается все село. И даже вся татарская округа. Мужчины приходят в тюбетейках, женщины – в платках, говорят по-татарски, молятся, раздают «хаер» по 10, 50 или 100 рублей. Такова давняя традиция. Сейчас нет нуждающихся; но традиция важна для самих людей – как связь с родной историей и с предками…
Да, людей сплачивают похороны. Не ушла из наших сердец традиция человечности и милосердия. Но – жизнь продолжается. К сожалению, загублена в селе Акчеево, как и в других подобных селах, экономическая жизнь. И все же – хотя бы летом человеческая жизнь в селе Акчеево оживает. Из городов в родовые дома стремятся не только сами уроженцы Акчеева, но и их дети и внуки. Некоторые восстанавливают уже полуразрушенные родовые дома, укрепляют фундамент, меняют кровлю, окна, делают пристрой, ворота. И поселяются в этих домах теплым летом – возле реки Мокши, возле Безымянного озера и других водоемов, возле лесов и лугов, на родных улицах.
Поскольку время остается тревожным, люди в Акчееве много говорят о ковиде, боятся этого страшного вируса, но пока еще боятся и вакцинации. Охотно обсуждают политические новости, взаимоотношения России и Америки, что, впрочем, здесь было всегда: отцы и деды тоже интересовались политикой. Простая философия людей остается неизменной: лишь бы не было войны. В этом плане от Акчеева ничем не отличаются и любые другие российские села. Например, самое близкое – русское село Кабаново…
А река Мокша и здешние озера, заливные луга, леса, улицы, пока не заросшие окончательно бурьяном и крапивой, ждут и ждут людей. Родных людей. Хотя бы на лето…

Румия Рамаева