В минувшее воскресенье впервые после военно-воздушного конфликта между Россией и Турцией Владимир Путин и Реджеп Эрдоган поговорили по телефону. Путин осудил попытку военного переворота в Турции, случившуюся в ночь на субботу, и пожелал скорейшего возвращении ситуации в конституционное русло.
Вообще, для Турции военные перевороты привычны. Это, можно сказать, в традиции турецкого государства, где время от времени военные силой оружия свергают то или иное существующее правительство. Турецкие военные уже давно были недовольны президентом Эрдоганом, потому перспектива вооруженного мятежа была вполне реальна. Эрдоган многих военачальников посадил в тюрьму, многих отстранил от дел. Якобы турецких офицеров не устраивала политика «исламизации», которую проводит Эрдоган. Но, скорее всего, в Турции в очередной раз предельно обострилась борьба влиятельных кланов за власть и владение ресурсами.
Были слышны голоса и о том, что за попыткой военного переворота с многочисленными жертвами в Турции стоят США. Якобы Вашингтон недоволен самостоятельной политикой, которую проводит Эрдоган. Вашингтон сразу же отверг эти обвинения, которые, надо сказать, были бездоказательными.
Звучали даже несусветные предположения о том, что вооруженный мятеж – инсценировка, за которой стоит сам Эрдоган, стремящийся поднять рейтинг и еще больше укрепить свою власть. Но Эрдоган непременно воспользуется дилетантской, по оценке политических экспертов, попыткой мятежа и более решительно будет наводить в стране свой порядок, поменяет военную элиту.
Вообще, попытки сместить Эрдогана делаются не впервые. В бытность его премьер-министром Турции шли многодневные уличные акции, направленные против него. Тогда казалось, что он будет свален. Но он устоял, более того, стал президентом Турции. Сейчас Эрдоган снова устоял, подавил вооруженный мятеж и получил поддержку мирового сообщества, включая Россию, с которой отношения Турции вновь улучшаются. На фоне нынешних драматических событий прозвучала информация и о том, что именно организаторы нынешнего мятежа в свое время поспособствовали ухудшению российско-турецких отношений.
Мятеж подавлен. Но спокойной жизни у Эрдогана, естественно, не будет. И Турция так и будет оставаться страной беспокойной, в чем-то даже опасной и не очень надежной для сотрудничества. Накануне путча нередкими были террористические акты в Турции. Хотя только ли Турция – тревожная страна? Даже во Франции, в центре Европы, буйствует терроризм. И даже в Армении, даже в Казахстане террористы бросают вызов государству и обществу…

Камиль Тангалычев