С малых лет я нахожусь под угнетающим впечатлением от рассказов, услышанных от моего отца Ямбушева Джамалетдина Камалетдиновича и моей мамы Ямбушевой Айши Шакировны о тяжелых морально-психологических страданиях и унижениях нашей семьи в связи с обвинением в измене Родины моего отца. Вместе с этими тягостными переживаниями все больше возрастало желание самому изучить эту историю, правдиво описать события и поставить в этом деле завершающую точку. Материал о начальном этапе моих исследований опубликован на страницах наших любимых газет: «Юлдаш» в мае 2018 г. и «Призыв» в апреле 2018 г. Для полного   раскрытия исторических событий я обратился в УФСБ РФ по Республике Мордовия с заявлением о допуске к архивным документам, связанным с этим делом. Хочу выразить искреннюю благодарность руководству данного ведомства за удовлетворение моей просьбы.
В один из августовских дней 2020 года, в специально отведенной для этих целей комнате, я, наконец, с большим волнением взял в руки документ, на основании которого выносилось решение в отношении моего отца и других подсудимых, входящих в состав руководства Лямбирского района.
Уголовные дела в период 1937-1938 гг. по ст. 58-1а, 58-2, 58-11 УК РСФСР по тяжкому обвинению в измене Родине в составе антисоветской шпионской организации «Идель-Урал» были возбуждены против нескольких партийных и советских руководителей района.
Фигурантами обвинения по этим уголовным делам являются: Мансуров Хусаин Хасанович,1898 г.р., с.Тат.Юнки, Торбеевского района МАССР, первый председатель Лямбирского райисполкома; Исеев Алим  Садыкович, 1906 г.р., с.Атенино Теньгушевского района МАССР, первый секретарь Лямбирского райкома ВКП(б), арестован 8 февраля 1938 г.; Ибкаев Тагир Синятуллович, 1902 г.р., с.Кривозерье Лямбирского района МАССР, инструктор Лямбирского райкома ВКП(б), арестован 15 мая 1938 г.; Ахметшин Хусаин Ахметович, 1905 г.р., г. Пермь, секретарь Лямбирского райисполкома, арестован 7 февраля 1938 г.; Эйзин-Тимбухтин Амрулла Мазитович, 1903 г.р., д. Тат.Тенишево, Атюрьевского района МАССР, директор НСШ; Хуснутдинов Абдул-Фатшах Хуснутдинович, 1906 г.р., Высокогорский район, ТАССР, председатель Лямбирского исполкома, арестован 7 февраля 1938 г.; Абдрашитов Курбан-Али Исмагилович, с.Т. Пишля, Рузаевского района МАССР, главный редактор районной газеты; Ямбушев Джамалетдин Камалетдинович, 1906 г.р. с. Кривозерье Лямбирского района МАССР, секретарь Лямбирского   райкома ВЛКСМ, арестован 10 марта 1938 г.
Мансуров обвинялся как член и один из руководителей   антисоветской   шпионской организации «Идель-Урал», почти все остальные – как члены этой организации.
Фактическую суть обвинений в инкриминируемых преступлениях для каждого члена вышеуказанной группы привожу ниже на основании протоколов допросов моего отца, Ямбушева Джамалетдина Камалетдиновича.
Обвиняемых каждый раз допрашивали разные следователи. Конечной целью их действий было не выяснение истины, а подтверждение любой ценой сфабрикованной информации, на основании которой можно было осудить человека на длительный срок тюремного заключения или даже к высшей мере наказания. Забегая вперед все же скажу, что последний допрос вел именно тот следователь, который не пытался выбить ложные показания у моего отца, а ставил своей целью доказать законность обвинения в этом уголовном деле.
Вот о чем говорится в постановлении о предъявлении обвинения: «Ямбушев Д.К. … обвиняется в том, что он является активным участником шпионской организации «Идел-Урал» и принимал активное участие в ее работе. Будучи секретарем РК ВЛКСМ развалил комсомольскую организацию, ряд комсомольцев выбыли из рядов ВЛКСМ.
В деревнях Репьевка и Саловка пионеры и комсомольцы ходили с фашистскими значками, т.е. о совершении преступления, предусмотренного ст.ст.58-1а, 58-2 УК РСФСР».
15 июля 1939 года в постановлении о прекращении следственного дела №2506 по обвинению Ямбушева Д.К. и освобождении из-под стражи следователь следственной части УГБ НКВД Мордовской АССР, сержант государственной безопасности пишет, как и почему был арестован Ямбушев. Он был арестован 3 марта 1938 года на основании показаний Мансурова, Эйзина-Тимбухтина, Исеева и Хуснутдинова о том, что Ямбушев является участником контрреволюционной шпионско-повстанческой националистической организации «Идель-Урал». После ареста Ямбушев на допросах 21 марта и 31 октября 1938 года «показал, что  для шпионско-диверсионной и повстанческой работы на территории СССР в пользу Японии он был завербован в 1935 году в с.Лямбирь того же района агентом японской разведки Мансуровым Х.Х., последний тогда Ямбушеву Д.К. якобы заявил: «Все  татарское население симпатизирует Японской империи, под руководством которой на территории СССР  существует шпионская контрреволюционная организация под названием «Идель-Урал», рассказав ему задачи названной организации». Причем следователь подчеркивает, что арестованные участники этой  шпионской организации ничего не могут сказать «о практической контрреволюционной деятельности Ямбушева».
Данные показания составлены предыдущими следователями как аргумент обвинения и использовались при допросах очередного обвиняемого для доказательства вины (прим. автора).
На передопросе Абдрашитова К.И. 11 декабря 1938 года он от своих ранее данных показаний отказался, заявив, что Ямбушев Д.К. никогда членом контрреволюционной организации не являлся, и его прежние показания в отношении него ложные.
Ахметшин Х.А. и Хуснутдинов А.Х., ранее показавшие о Ямбушеве Д.К. как об участнике контрреволюционной организации «Идель-Урал» от названных выше показаний отказались, заявив, что их показания о проводимой ими якобы контрреволюционной деятельности ложные, вымышленные и не соответствуют действительности и даны ими под физическим насилием со стороны следователей.
Учитывая все эти факты, Ямбушеву Д.К. был проведен ряд передопросов, на которых он категорически отказался от показаний, данных им на допросах 21 марта и 31 октября 1938 года, заявив, что «участником контрреволюционной организации «Идель-Урал» никогда не являлся и Мансуров Х.Х его в эту организацию не вербовал и таких показаний он не давал, а написаны они были самим следователем».
Следователь указывает также, что проверялись показания Мансурова, Исеева и Эйзина-Тимбухтина и «установлено, что Ямбушев Д.К. в действительности по их показаниям как участник контрреволюционной организации «Идель-Урал» совершенно не проходит».
Следователь делает вывод, что «справка на арест Ямбушева Д.К. бывшим зам.начальника 1-го отделения 3-го отдела УГБ НКВД МАССР, составлена незаконно, без всяких на это оснований». И добавляет о том, что показания арестованных и самого Ямбушева «являются неправдивыми, вымышленными и не соответствуют действительности». И значит «отсутствуют действия приписываемого ему обвинения».
«Следственное дело №2506 по обвинению Ямбушева Джамалетдина Камалетдиновича производством прекратить, а Ямбушева Д.К. из-под стражи освободить. Следственное дело №2506 сдать в 1-ое спецотделение УГБ НКВД МАССР на хранение. Настоящее постановление направить Прокурору МАССР и Нач. 1-го спецотделения НКВД МАССР для сведения». Постановление подписано сотрудниками УГБ НКВД МАССР: следователем, старшим следователем, начальником следственной части.
Ямбушев Джамалетдин Камалетдинович, доказав свою невиновность в инкриминируемом ему тяжком преступлении, был освобожден из-под стражи  15 июля 1939 года, восстановлен в рядах ВКП(б). Добровольно ушел на войну защищать Родину от немецких захватчиков. В 1942 и 1943 годах в воинском звании старшего лейтенанта и должности политрука стрелковой роты 999-го стрелкового полка, 258-й стрелковой дивизии в составе Южного и Западного фронтов сражался в ожесточенных боях Сталинградской битвы.
В одном из боев, получив тяжелое ранение в живот, попал в госпиталь. После этого ранения его признали непригодным к дальнейшей службе в армии и комиссовали. За храбрость и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками при обороне Сталинграда, советское правительство наградило Ямбушева Джамалетдина Камалетдиновича орденами «Красной Звезды» и Отечественной войны I степени; медалями «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне1941-1945 гг.».
Большинство фигурантов этого сфальсифицированного уголовного дела твердо отстаивали свою непричастность к ложным обвинениям и ценой сверхчеловеческих усилий добились своего освобождения. Однако двоим из осужденных не удалось избежать смертной казни.
Хусаин Хасанович Мансуров 19 октября 1940 года постановлением особого совещания при НКВД МАССР осужден к пяти годам тюремного заключения. Освобожден в мае 1943 года, реабилитирован 8 октября 1956 года. Участник Великой Отечественной войны, член ЦИК МАССР, делегат съезда Советов Куйбышевского края, кавалер ордена «Знак Почета». Этого прекрасного, доброго, трудолюбивого человека я хорошо знал. Мне с родителями неоднократно приходилось бывать у них дома, где нас всегда гостеприимно встречала его очаровательная и очень приветливая жена – Ханифа-апа. Их дочери, работая учителями в Лямбирской средней школе, обучали нас: Сара Хусаиновна в младших, а Сажида Хусаиновна в старших классах.
Алим Садыкович Исеев освобожден 15 июля 1939 г. Впоследствии работал заведующим сельхозотделом, заместителем секретаря обкома ВКП(б) МАССР по животноводству, министром животноводства, помощником первого секретаря обкома ВКП(б) МАССР.
Тагир Синятуллович Ибкаев 15 мая 1938 г. осужден особым совещанием при НКВД и прокурором МАССР к высшей мере наказания – смертной казни через расстрел. Амрулла Мазитович Эйзин-Тимбухтин 19 января 1938 года осужден тройкой при НКВД и прокурором МАССР к высшей мере наказания – смертной казни через расстрел, реабилитирован 15 января 1957 года.
Хусаин Ахметович Ахметшин и Абдул-Фатшах Хуснутдинович Хуснутдинов освобождены в 1939 году: первый – 21 октября, второй – 27 октября. Дальнейшую их судьбу установить не удалось.
Курбан-Али Исмагилович Абдрашитов освобожден в 1939 году. Работал на разных должностях в Ромодановском и Лямбирском районах. Благодаря дружеским отношениям между нашими семьями, мы часто посещали друг друга, поэтому я хорошо помню Али-абый, его очень симпатичную и гостеприимную жену – Асма-апу. В детские годы часто общался с их очаровательной дочерью – Мунира-туташ. В дальнейшем наши семьи породнились после женитьбы их сына – вернувшегося с войны бывшего танкиста Айси Алиевича на племяннице моей мамы, Смакаевой Раисе-апе. Их детьми являются всеми уважаемые жители Лямбиря - Абдрашитовы Румия, Роза и Равиля – учительница лямбирской средней школы.
Я не переворачиваю эту черную страницу книги истории нашего народа, а оставляю ее открытой как символ вечной скорби народа о своих достойных  героях.

Фарид Ямбушев,
профессор Казанского Федерального университета, доктор химических наук, академик международной педагогической академии, почетный работник высшего профессионального образования   РФ, заслуженный деятель науки РТ