Асым Алиевич Кадеркаев на днях вернулся из очередной командировки: он работает водителем транспортного участка ОАО «Медоборудование». Его большегрузному «МАЗу» сейчас требуется небольшой ремонт, а потом снова в путь по Саранску или в другой город. Асым Алиевич так и говорит про себя: «Всю жизнь на колесах, с 1980 года!».
Асым Кадеркаев родился в селе Кривозерье Лямбирского района. В семье Али Умяровича и Мяхири Хамзеевны росли четыре сына, Асым был вторым ребенком. Сыновья, как заведено было во всех семьях, помогали родителям в большом хозяйстве. Сообща ухаживали за коровой, телкой, овцами, курами, огородом. Отец ездил на работу в Саранск, а мать трудилась в Кривозерье.
Закончив восемь классов, Асым Кадеркаев среднее образование получал уже в вечерней школе, также в течение четырех месяцев учился в ДОСААФ на водителя-механика.
- Сколько себя помню – меня всегда привлекали большие машины, - говорит Асым Кадеркаев. -  На мотоциклах в юности мне доводилось гонять, как, наверное, многим тогда, - говорит он. – Но все-таки мотоциклы не привлекали меня как средство передвижения. Были времена, когда и моторы запросто мог собрать, и «мосты» автомобильные. В общем, люблю я в технике «поковыряться». Представлял, что когда-нибудь сяду за руль большого автомобиля и буду ездить по нашим дорогам. Помню, как родители отговаривали от водительской профессии, как она опасна. Но я уже решил – буду шофером.
Асым Кадеркаев  до службы в армии успел поработать в колхозе в родном Кривозерье. Вскоре его призвали на армейскую службу, которую он проходил в Венгрии, где также пригодилась его водительская специальность.
После армии устроился на работу в Саранск в «Дорстрой». Все было хорошо – постоянный достойный заработок, отличный  коллектив. Однако вскоре грянули 90-е годы, когда началась неразбериха  везде и во всем – не выплачивалась  зарплата, закрывались заводы, росла преступность.
- Работать в те годы пришлось в разных местах,  где платили хотя бы какие-нибудь деньги, – у частника, на госпредприятиях, - вспоминает Асым Кадеркаев. – В «лихие 90-е» на дороге всякое случалось – и рэкет, и подставы, и другой разный криминал.  Своими силами приходилось выкручиваться в пути. Тогда много чего пришлось увидеть и пережить. Считаю, что мне посчастливилось   в 1995 году попасть на завод «Медобрудование», про который раньше и не слышал. И с тех пор я здесь тружусь водителем. Даже в то непростое время это предприятие стабильно работало, зарплату работникам платили, даже аванс. А что еще надо было? И сейчас также я считаю, кто хочет здесь у нас на заводе заработать, тот и зарабатывает. Потому что, если пришел работать, значит, должен работать. И руководство завода прикладывает усилия для развития предприятия.
Как признается Асым Алиевич, с заводом он буквально сроднился, а свой автомобиль «МАЗ» называет первым домом и охотно рассказывает о машине.
- Работаю и живу этим. Не могу я обойтись без техники, потому сидеть не люблю без любимой работы, - улыбается он. – Даже в отпуск не хочу уходить. И свой большегруз никому не доверяю. Вот он – мой автомобиль! Всегда сам сажусь за его руль.  Если необходимо, сам и ремонтирую. Я довольно часто выезжаю в командировки с грузом от завода в Москву, Нижний Новгород. Обратно другой груз везу. В дороге, бывает, и кардан, и проводку отремонтируешь при необходимости. А если более серьезная поломка, то без буксира не обойтись.  
Мой собеседник как раз и объяснил по-простому, что водитель и шофер – это немного разные вещи. Водитель – это тот человек, который сел за руль и поехал, а шофер не только ездит за рулем, но и умеет ремонтировать свой автомобиль.
- Техника любит заботу, - поясняет Асым Кадеркаев. – А нас на шофера в то время учили основательно, чтобы мы стали настоящими профессионалами. Автомашина представляет опасность, и то, как она будет себя вести на дороге, зависит только от того, кто крутит «баранку». Надо уважать дорогу, соблюдать правила дорожного движения, не гонять. Я придерживаюсь этих позиций. Поэтому очень верны слова: «Тише едешь, дальше будешь». За руль сесть в нетрезвом виде? Я вообще не пью. А чай – мой любимый напиток, который пью и утром, и в обед, и вечером.
Дома со всех поездок его ждут супруга Наталья Александровна и дочь Динара.
- Для меня главное, чтобы мои родные были здоровы, чтобы дочь, которой еще только 15 лет, выросла достойным человеком, - рассуждает Асым Алиевич. – Она у меня молодец. С дочерью я разговариваю по-татарски, она хорошо знает татарский язык, разговаривает на нем. И жена тоже понимает по-татарски.
- Ответственный, добросовестный, ему можно доверить любую работу, - говорит о нем начальник транспортного цеха Олег Владимирович Антипов. – В 2011 году его отметили Почетной грамотой Правительства Республики Мордовия.  Асым Алиевич на хорошем счету и у руководства, каждый год награждается почетными грамотами от предприятия. Весной этого года, когда «Медоборудование» отметило 55 лет со дня основания, Кадеркаеву за многолетний безупречный труд присвоили звание ветерана труда нашего завода. Кроме того, он представлен к высокой государственной награде – Почетной Грамоте Республики Мордовия. Таких работников очень ценят и уважают.
За плечами Асыма Кадеркаева 36 лет водительского стажа и «намотаны» десятки тысяч километров автодорог. Он говорит, что ему с высоты кабины большегрузного «МАЗа» видно далеко вокруг, дорога дает ему ощущение свободы.

Альбина Давыдова