Буквально через неделю мусульмане всего мира будут отмечать священный и долгожданный праздник Ураза-байрам (Ид уль-Фитр), который наступает после завершения поста в месяц Рамазан. И, скорее всего, как и раньше, мусульмане разных стран будут отмечать его не в один день, как хотелось бы многим, а в разные. Одни – 8 августа, другие – 9 августа. Многие из вас подумают: какое нам дело до мусульман всего мира? Ведь главное, чтобы мусульмане Мордовии отметили Ураза-байрам вместе. Но, не тут-то было: на протяжении нескольких последних лет татары республики, а именно они представляют большую часть мусульманской уммы нашего региона, не могут, а некоторые не хотят этого сделать. Например, в Мордовии есть татарские села, в которых одна улица будет отмечать праздник 8 августа, а соседняя – на следующий день. В чем же дело? В чем кроется причина этих разногласий, не позволяющая родственникам, живущим в одном селе, а иногда и родным братьям вместе прочитать праздничный намаз и отметить один из двух крупных мусульманских праздников?
Чтобы разобраться в сути сложившейся ситуации мы обратились к нашему постоянному эксперту по мусульманской религии заместителю муфтия ЦДУМ РМ Раису-хазрату Янгличеву, который окончил факультет исламской теологии Турецкого государственного университета по специальности «Исламское право» (Турция, город Самсун). Раис-хазрат рассказал, что мусульмане стали отмечать священные праздники в разные дни потому, что мусульманские лидеры следуют за двумя разными течениями в определении начала лунного месяца. Проще говоря, кто-то берет за основу позицию таких мусульманских центров, как Саудовская Аравия, и наступление месяца Рамазан и, соответственно, его окончание определяют по луне, только когда увидят ее воочию. То есть в той же Саудовской Аравии есть специально обученные люди, которые следят, появился ли сегодня новый молодой месяц на небосклоне. Если он появился, и эти люди смогли его увидеть, то Рамазан начался, а если не смогли увидеть, то священный месяц начинается лишь на следующий день. В подтверждение этого приводятся слова пророка Мухаммада: «Начинайте поститься, когда увидите месяц, и завершайте свой пост, кода увидите месяц. Но если небе затянуто тучами, и вы не можете видеть луну, то отсчитайте тридцать дней месяца Ша’бан и начинайте пост на следующий день».
Однако в современном мире благодаря такой науке, как астрономия, существует возможность высчитать новолуние за несколько месяцев до наступления Рамазана, и учесть при этом разницу часовых поясов, а также другие тонкости. Так почему до сих пор в нашей небольшой Мордовии, которая, кстати, не разделена часовыми поясами, до сих пор праздник отмечается в разные дни? Это ли не внесение раздора в мусульманскую умму республики?
В 21 веке каждому человеку понятно, что движение луны до самых мельчайших деталей с легкостью вычисляется с помощью формул. Астрономия, как и математика, давно превратилась в точную науку. А истинный мусульманин не должен пренебрегать точными научными данными.
В 1978 году в Стамбуле состоялась конференция по вопросу наблюдения за новолунием. На ней присутствовало более 40 исламских ученых-астрономов из девятнадцати мусульманских стран. На конференции было вынесено решение, что даты, которые определяются учеными-астрономами с помощью телескопов, расчетов и математических вычислений, с точки зрения религии действительны и имеют религиозно-правовую силу. Ислам и науку нельзя рассматривать как две оторванные друг от друга вещи.
Несмотря на это приверженцы старых традиций продолжают вычислять такие важные даты дедовским способом, вглядываясь в небосвод. Мне трудно сказать, кто прав в этой ситуации, однако, на мой взгляд, истинная вера должна объединять людей, а не доводить их до того, чтобы близкие люди отмечали праздники в разные дни.
По мнению муфтия Регионального духовного управления мусульман Мордовии Зяки-хазрата Айзатуллина, мусульмане должны следовать за своим лидером.
- Так как РДУМ РМ входит в состав Центрального духовного управления мусульман России, которое возглавляет Талгат Таджеддин, вопрос, когда отмечать Ураза-байрам, у нас не стоит. Рамазан начался 9 июля, а праздновать мы будем 8 августа, как и все муфтияты, входящие в состав ЦДУМ России, - рассказал он.
Тогда становится непонятно, почему у представителей Духовного управления мусульман Мордовии Рамазан начался 10 июля, на день позже, чем у Духовного управления мусульман Европейской части России под руководством Равиля Гайнутдина, в структуру которого они входят? Или они выбирают даты начала Рамазана и праздника с оглядкой на пресловутую Саудовскую Аравию?
В завершение хочется рассказать, из-за чего я все-таки полезла в эти дебри. В нашу редакцию обратились два родных брата, из этических соображений я не буду называть их имен. Мужчины посетовали на то, что уже на протяжении нескольких лет их семьи отмечают мусульманские праздники с разницей в один день. Один из братьев живет в центре Саранска и посещает мечеть на улице Терешковой, другой – на Светотехстрое и ходит в мечеть «Ускудар». А дни праздничных намазов в этих мечетях не совпадают. Что делать, спросили они? Конечно, мужчины и сами понимают, что можно просто ходить обоим в одну мечеть. Но вопрос «почему?» все-таки остается.
На мой взгляд, религия должна объединять последователей по всему миру, а не вносить раздор между людьми в одной деревне. Ведь Пасху православные христиане отмечают по всему миру в один день. Неужели и мусульманам, пусть не всего мира, а хотя бы России, да что уж там, хотя бы нашей небольшой Мордовии, нельзя найти общий язык и отмечать праздники всем вместе, в один день. Не делить семьи на наших и ваших, а стараться объединить их в день священного праздника Ид Уль-Фитр или по-нашему Ураза-байрам.

Эльвира Байбекова