Недавно мне довелось посетить в Торбееве музей Героя Советского Союза летчика-мордвина Михаила Петровича Девятаева, вновь вспомнить его жизненный путь. И вот мне как журналисту-интернационалисту сегодня хочется еще раз подчеркнуть взаимосвязь народов Поволжья, которая определяет жизненное кредо и судьбы людей, проживающих в этом регионе. Вот и торбеевский мордвин Михаил Девятаев вряд ли стал бы летчиком-героем, если бы не провел юные годы в татарской столице Казани. Миша с детства мечтал стать летчиком. С этой мечтой он и окончил семилетку. И уже знал, что на летчика можно выучиться только в Казани. С двумя товарищами Михаил уехал поступать в авиационный техникум. Но в первый заход юноше не удалось осуществить мечту, пришлось, чтобы не возвращаться домой, поступить на судовое отделение Казанского речного техникума. Обучаясь в речном техникуме, Михаил Девятаев начал посещать занятия  по летной подготовке в аэроклубе. Весной 1937 года его допустили к самостоятельному полету.
Окончив речной техникум, Михаил Петрович пошел работать на волжский пароход. Но сердце неудержимо рвалось в воздух, в заоблачные дали. Не дождавшись конца навигации, пошел в Казанский военкомат, показал удостоверение об окончании курса летной подготовки при аэроклубе. Его поняли. Так Девятаев стал курсантом Первого Чкаловского военного авиационного училища, где  он получил право быть военным летчиком-истребителем.
Уверен, что многие читатели газеты «Юлдаш» знакомы с биографическими воспоминаниями Михаила Девятаева, опубликованными в книге «Побег из ада». Узник концлагеря с девятью сокамерниками на самолете врага вырвался из немецко-фашистского плена. В начале их посчитали засланными шпионами. Всем пришлось проходить долгую проверку. У Михаила Петровича в Казани еще во время войны в 1942-1943 годы возникла семья. И вот ему и супруге Фаузии Хайрулловне  пришлось пережить трудные драматические испытания.
Вернувшись в Казань в декабре 1945 года, когда на Девятаеве было клеймо бывшего военнопленного, ему особенно необходимой оказалась поддержка жены. Оба были довольны, когда ему в мае 1946 года предоставили место для работы в должности дежурного по вокзалу. Позже он работал на маленьком катере-буксире «Огонек». Двенадцать лет супруги Девятаевы находились под бдительным оком советских спецслужб. Вот что писал доктор исторических наук, профессор А.Иванов из Казани: «Длительные и унизительные проверки и перепроверки в органах безопасности пришлось пройти Девятаеву. Мало того, что его не допускали к летной работе, под различными предлогами ему отказывали в трудоустройстве в Казанском речном порту. Не нашлось ему работы и в родном Торбееве».
Перелом в судьбе Михаила Петровича произошел в 1957 году, когда Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 августа ему «за проявленное мужество, отвагу и героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны» было присвоено звание Героя Советского Союза. Через восемь дней после указа Девятаев был назначен капитаном теплохода «Ракета». Спустя четыре года он одним из первых в качестве капитана встал за штурвал другого теплохода на подводных крыльях «Метеор-2». Семнадцать лет он «летал» по Волге на высокоскоростных судах нового типа.
Проживая в Казани, Михаил Девятаев дома бывал нечасто. Летом плавал по Волге, зимой уезжал в разные концы страны выступать от общества «Знание» с воспоминаниями о войне. Побывал Михаил Петрович в разных районах Татарии, часто наведывался и в Мордовию. Мне в 1975 году довелось встретиться с этим замечательным человеком, героем войны  в Ромоданово, где я возглавлял тогда районное отделение Всероссийского общества «Знание». Он оказался очень интересным человеком.
Начав свое становление в Казани, там же Девятаев и завершил трудовой и жизненный путь. Похоронен на Арском мемориальном кладбище в Казани. На могиле монумент с его скульптурным изображением и надписью: «Михаил Петрович Девятаев, 1917-2002. Почетный гражданин г. Казани, легендарный летчик. Герой Советского Союза».

Анатолий Давыдов,
член Союза журналистов России