Трудно представить жизнь любого татарина, городского или сельского жителя,  без обращения к религии, религиозным обрядам, к мулле. Мусульманский священник сопровождает каждого из нас в разные периоды жизни – рождение, бракосочетание, похороны, хатемы, священные праздники. Так или иначе, они были и в прежние годы всеобщего атеизма и сейчас продолжают оставаться хранителями исламской традиции и образования в мусульманских общинах.
Мечети, в которых они читают молитвы, остаются центрами притяжения духовной жизни, причем особенно в небольших населенных пунктах. Хотя, на мой взгляд, люди все чаще обращаются  к своей религии, к историческим корням вне зависимости от того, где они живут – в крупном городе или маленькой деревне. Например, в деревне Вачеевка Ельниковского района еще лет двадцать назад не было своего муллы. Сельчане по необходимости приглашали и извещали о событиях муллу из соседней Лобановки. Его обязанности исполнял Ибрагим Хасянович Шехмаметьев, участник Великой Отечественной войны. Фронтовик, уважаемый человек, он давно покинул этот мир. С 2000 года в Вачеевке обязанности муллы возложены на Шамиля Ибрагимовича Муратова. Он родом из деревни Айкеево Темниковского района, но уже много лет живет в Вачеевке. Когда-то он ездил погостить к сестре в это ельниковское село: сестра замужем за вачеевским парнем. А вскоре и сам Шамиль Муратов нашел здесь свою жену Халиду Халильевну. Сейчас у Муратовых большое подсобное хозяйство: бычки, овцы, разная птица, пчелы. Уход за ними требует не только много времени, но и больших физических сил. Стоит отметить, что в маленькой Вачеевке, где в зимнее время и жилых домов-то меньше двадцати, все живут своим домашним хозяйством.
По-настоящему гордостью татарской деревни сельчане считают свою мечеть, строительство которой было начато в 2000 году, а завершилось в 2004 году. Имам-хатыб Шамиль Муратов, который руководил организацией возведения культового здания, вспоминает, как вачеевцы и уроженцы этих мест сообща, все вместе, строили этот храм: помогали и финансово, и рабочими руками. По словам Шамиля Ибрагимовича, финансовую помощь тогда оказала и республиканская власть.
Сейчас эта красивая кирпичная мечеть – духовный центр села. Каждый год в мечеть приезжают преподаватели из Казани и обучают желающих арабскому языку. А в начале этого года в мечети Вачеевки прошли занятия по изучению основ ислама. В мае в священный месяц Рамазан в деревне состоялся коллективный ифтар.
- Меня, как имама, радует тот факт, что даже в нашей маленькой Вачеевке мечеть никогда не пустует, – говорит Шамиль Муратов. – На пятничную молитву – джума-намаз – люди приходят: когда три человека, когда десять человек. Один из самых пожилых прихожан сейчас Алим абы Кремчеев, которому за 70 лет. Конечно, в дни больших религиозных праздников мечеть наполняется верующими. Приезжают на свою родину читать праздничный намаз из Саранска, Краснослободска, Ельников. 45-50 человек собираются во время Ураза-байрам и Курбан-байрам. Так было и 11 августа. Каждый год около десяти человек режут курбан. Я вижу, как после стольких лет забвения больше людей стали приобщаться к религиозным мусульманским традициям, соблюдают пост в месяц Рамазан, читают пятикратный намаз.
Шамиль Муратов рассказывает, что его бабушка и дедушка были очень набожными людьми, которые и в советское время держали пост, читали намаз. Он считает, что их искренняя вера во Всевышнего передалась и ему.
- Аллах наставил меня на религиозный путь, я встал на намаз, начал соблюдать уразу, - говорит он. – Не скрою, в первое время трудно держать пост, но вера во Всевышнего помогает справиться, - считает Шамиль Ибрагимович. – Возможность соблюдать предписанное Богом – лучшее, что дает нам Аллах. А имаму принадлежит основополагающая роль в распространении исламских знаний, поэтому имам обязательно должен быть в каждом селе, в каждой деревне. У него ведь не только функция выполнять обряды – никах, ат куштыру, провести похоронный обряд и другие. Имам в мусульманской общине и духовный наставник, и религиозный авторитет. Долг каждого истинного мусульманина – обучать единоверцев основам ислама и побуждать их вставать на путь веры своим личным примером.
Муратов рассказывает, что их небольшая, но сплоченная община сообща решает сельские вопросы, например, такой важный, как благоустройство сельского кладбища.
- Люди сразу откликаются на просьбы, от души предлагают помощь, - говорит Шамиль Ибрагимович. – Каждую весну мы приводим в порядок кладбище Вачеевки, первое захоронение на котором было сделано несколько столетий назад.
Он добавляет, что на деревенском погосте сохранились надгробные памятники, на которых можно прочитать надписи об усопших, сделанные арабской вязью. А десять лет назад силами сельчан на кладбище поставили и покрасили новый забор, общая длина которого составила больше тысячи метров. Нынешней весной небольшая часть кладбища пострадала при пожаре: загорелась сухая трава на прилегающей дороге. И снова вачеевцы сообща пришли на уборку территории от множества больших деревьев, поврежденных огнем.

Альбина Давыдова