В век удивительных технологий, космических кораблей и луноходов, компьютеров и огромных городов с небоскребами, в век сверхмощного оружия, ядерных ракет и подводных лодок еще живут в джунглях изолированные племена туземцев. Человечество ищет инопланетян в дальнем космосе, но фактически инопланетяне-индейцы живут вблизи – в джунглях. Никто с ними в контакт не вступает, ученые узнают об их жизни только по снимкам с неба.
Недавно с неба были сделаны съемки о жизни туземцев в бразильской резервации Вале до Явари на юго-западе дождевых лесов Амазонии. Туземцы выращивают растения, которыми питаются. У них есть луки, стрелы, самодельные топоры, лодки-долбленки, живут они в традиционных индейских хижинах. У них свой особый язык. Такая жизнь им кажется не просто хорошей, но и единственно правильной. И разговоры в обществе о них возникают с целью – подчеркнуть важность защиты племен, их уникального образа жизни, их естественной среды обитания. Для Бразилии это является делом государственной важности.
Именно в этой резервации живут более десятка племен. Никто даже не пытается с ними наладить контакт из «внешнего мира», чтобы не причинить туземцам беспокойства. Индейцы и сами не хотят общаться с этим «внешним миром», хотя, скорее всего, знают о существовании другой жизни, больших цветущих городов, машин, самолетов. Когда-то в России так жила семья староверов Лыковых. Последняя их представительница Агафья до сих пор живет в тайге, но она уже давно охотно общается с «внешним миром», более того, без помощи с «большой земли» она бы уже не смогла там выжить.
Есть еще у нас угасшие лесные деревни, где остались жить отдельные отшельники. А угасающих деревень, к сожалению, становится больше. И как будто в своеобразные джунгли превращаются наши заброшенные земли. И как будто своеобразными туземцами становятся последние остающиеся там люди. Планета Земля огромная, но бразильские джунгли и российское запустение оказываются совсем рядом. Можно заметить, как быстро вырастают непроходимые леса там, где были деревни, где жили своей жизнью люди, пахали землю, пекли хлеб, рожали и воспитывали детей. Через считанные годы становится невозможно отыскать даже следы от этих деревень, от домов и хозяйственных построек. Такая судьба, например, постигла татарскую деревню Старое Кадышево и русскую деревню Арга в Ельниковском районе. Угасшие лесные деревни на заброшенной людьми земле становятся будто «резервацией» для духов-«индейцев». Мало кто и вспоминает о них потом…
Но хрупок весь мир, когда даже мировым столицам может грозить запустение. Особенно сегодня, в условиях роста международной напряженности. Если вдруг вспыхнет мировая ядерная война, то жизнь после нее начнется, как у бразильских туземцев – с самодельных топоров, луков, стрел, хижин и лодок-долбленок. Вся надежда – на терпеливую мудрость мировой политики…

Камиль Тангалычев