Хочется вспомнить о таком необычном и незаслуженно забытом в среде татар феномене, как авлия. Такого человека в Индии люди уважительно называют гуру, в Афганистане – пир, в Турции – баба, в Таджикистане – вали, в Чечне – шейх, вкладывая в это наименование не столько этнический, сколько особый религиозный и философский смысл. Именем авлия, как объясняют исламоведы, в старину называли «праведных» мусульман, достигших особого уровня богобоязненности. Они строго и неукоснительно соблюдали все предписания Ислама и пользовались непререкаемым авторитетом и уважением среди сельчан за мудрость и прозорливость, за что некоторые религиоведы по аналогии с христианской традицией их называют «мусульманскими святыми». По целому ряду причин (длительная борьба с религией, неоднозначное отношение в мусульманском сообществе региона к феномену авлия и т.д.) к настоящему моменту народная память сохранила достаточно скудные и противоречивые сведения об авлиях среди татар Республики Мордовия. В одних селах старожилы помнят только имена таких односельчан, в других могут показать лишь места захоронения, в третьих не осталось ни имен, ни прозвищ.
Село Латышовка Кадошкинского района остается одним из тех сел республики, где еще можно отыскать следы жизни таких людей.  Старожилы помнят около десятка авлиев, запомнившихся местным жителям не только  особым усердием в строгом исполнении религиозных обрядов, но и  неприятием материальных соблазнов светского мира. Это Гэльсем авлия-кызы, Хафиз-мулла, Хасян-мулла, Катяб-мулла, Исмаил-мулла.
Особенным уважением и авторитетом в селе в начале прошлого века пользовался Сяйфулла-мулла, заслуживший своими мудрыми поступками, человеколюбием и аскетичностью образа жизни среди односельчан обращение авлия.  При жизни  к нему нескончаемым потоком шли люди за пастырским утешением и житейским советом, за разрешением соседских и семейных споров,  видя в  нем беспристрастного судью и настоящего Учителя.   Таинственный ореол святости, мудрости и прозорливости после смерти Сяйфуллы-муллы был перенесен и на его могилу,  у которой еще несколько десятилетий назад некоторые сельчане делились с праведником своими проблемами, бедами и несчастьями. Студенты рассказывали о тяжелых контрольных испытаниях на экзаменах, люди средних лет просили за своих болеющих родственников. Пожилые же односельчане просто приходили помолиться, веря, что у могилы авлия молитва будет точно услышана Богом.
Признаком особого уважения современников к памяти Сяйфуллы-муллы можно считать и выбранное для его упокоения место.  Это просторное открытое место в  северо-восточной части сельского кладбища, окруженное двенадцатью могилами безвестных авлиев.  
Оставляя за скобкой вопросы религиозного характера (настоящий он святой или нет, можно ли ему поклоняться или нет, и т. д.) и отвечая на них самостоятельно, заметим лишь следующее.  Настолько ярким и однозначно положительным образ человека мог сохраниться в памяти людей лишь в том случае, если Сяйфулла-мулла, действительно, был крайне незаурядной личностью,  ставшей на долгие десятилетия для других сельчан морально-нравственным авторитетом.
В этой связи невольно задаешься вопросом, а сколько еще десятков или сотен таких людей, выбравших тяжелый путь духовного самосовершенствования и подвижничества, мы случайно или неслучайно стерли из своей памяти?
Особую благодарность выражаем С.Р.Поташовой, А.А.Кильмаевой, А.С.Вяльшиной, С.И.Байчуриной, жителям села Латышовка, помощь которых в сборе материала об авлиях была особенно ценной.
Просьба ко всем, кто имеет какую-то информацию об уроженцах Мордовии, подпадающих под определение авлия, рассказать о них в   письме в редакцию или сообщить по электронной почте Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript .

Руслан Агишев,
кандидат социологических наук