В японских школах есть особенный урок – любование природой. Этот урок призван научить школьников ценить родную природу, живой мир стихии. А за успевание по этому предмету ставятся оценки и сдаются экзамены, как и по другим предметам.
Япония с особым трепетом относится к природе. Цветение сакуры – национальный праздник японцев. Они с древних времен часами любуются белыми и розовыми лепестками вишневого дерева, думая о недолговечности всего земного. Японцы стремятся жить в гармонии с природой: с травинкой, на которой сидит кузнечик, с едва раскрывшимся полевым цветком, с облаком, плывущим над горой Фудзияма, с желтым листочком, тихо летящим с дерева.
Однако миру хорошо известно и другое: японцы, не переставая любоваться сакурой и отожествляя себя с этим цветущим деревом, далеко не всегда жили в гармонии с другими странами. В соответствии с Потсдамской декларацией японская армия в 1945 году была разоружена, Японии было запрещено иметь вооруженные силы. Но при этом Япония активно развивается, является финансово мощным государством, сумма золотовалютных резервов которого достигает почти триллиона долларов США, наращивает экономическое сотрудничество с ведущими странами планеты. Из года в год растет и товарооборот между Японией и Россией.
Между нашими странами, тем не менее, до сих пор не подписан мирный договор. Конечно, нет войны, но и мир между Москвой и Токио во многом держится на взаимной выгоде экономического сотрудничества. Но территориальный спор между Токио и Москвой вряд ли будет разрешен так, как этого хотелось бы Японии. То есть наши Южные Курилы, которые Япония считает своими «северными территориями», вряд ли в ближайшие годы окажутся под юрисдикцией Токио. Но уже сейчас на этих территориях, остающихся формально российскими, живут японцы и трудятся на созданных здесь японских производственных предприятиях. Для того чтобы достойно дружить с Японией, России необходимо быть сильной страной, укреплять взаимоотношения с исконно братскими государствами.
А ветка цветущей японской сакуры, как и свое вишневое цветение, милы и России, но России – сильной, способной защитить свою национальную самобытность в огромном мире, суверенитет своих вишневых и березовых просторов.
Особенные школьные уроки есть и в других странах. В Армении это урок народных танцев, а в США есть специальный урок научных открытий. После теоретического курса американским ученикам дают домашнее задание – что-то изобрести в течение года. Изобретают – и получают оценки. А вот в российском Башкортостане есть отдельный урок пчеловодства.

Камиль Тангалычев