В истории названия нашего села Алтары Ромодановского района скрыто и содержится много загадок и тайн, которые не раскрыты до сих пор. С давних времен наше село наиболее часто называли - Ләбәжә, а потом Алтары. Даже татарский писатель Шариф Камал в своей биографии упоминает, что продолжил свое обучение в медресе села Ләбәжә.
Долгое время, занимаясь в Мордовском архиве изучением истории названия нашего села, я вел переписку с другими архивами, там находили и присылали документы различного характера: документы о рекрутских наборах в армию, судебные дела о недоимках, о работе полиции, спорные документы землепользования между жителями различных деревень и многое другое. В большинстве этих документов наше село упоминается как деревня Рейтары. Но обо всем по порядку. Как известно из истории, Золотая Орда покорила многие территории. На этих территориях стали создаваться княжества, ханы ставили богатых людей для управления этими городами и создания крепостей. Крупные татарские населенные пункты появились после строительства Темникова - важнейшего военно-стратегического пункта, так называемой «засечной черты», которая использовалась для охраны границ от набегов кочевников, ногайцев. Родоначальником темниковских татарских князей назван Бехан. О нем буквально говорится следующее: «При Великом Князе Дмитрии Ивановиче и сыне его Василии Дмитровиче был из Золотой Орды князь Бехан, а житие имел на устье меж рек Сарово и Сатика, которое место по запустошению его от мору и от рати рязанской на том старом городище, а ныне на том месте построена Саровская пустынь, а в то же время оный князь Бехан по власти Золотой Орды владел многими городами и другими жилищами татарскими и мордовскими». Поэтому можно сказать, что мы являемся потомками князя Бехана.
Известно, что ко времени строительства засечной черты здесь уже существовали мишарские села: Аксеново, Тавла, Рейтарское (сейчас Алтары), Белозерье, Черемишево и другие.
Некоторые документы того периода указывают на существование татарских населенных пунктов в восточной зоне Мордовии задолго до начала строительства засечных черт и прибытия туда на поселение темниковских мурз. В одном из документов Мордовского архива из истории строительства Атемарско-Саранской засечной черты, говорится: «По Атемарской или Саранской засечной черте были заселены вновь из разных мест, а именно часть поверстаны обратно в службу местные жители из нескольких селений к Северу от Востока, татары, мордва, русские, таковы селения Аксеновы, Тавла, Рейтары, были поверстаны в рейтары. При строительстве Атемарской или Саранской засечной черты в 1621 году». Подселенные позже темниковские мурзы жили в таких селах в значительном меньшинстве.
Рассматривая записи в записной тетради Аббяса абый Баляева, который написал историю села со слов своего отца, я обнаружил много интересного. «Тогда территория нынешней Мордовии была приграничной полосой Московского государства. Чтобы обезопасить свои границы от набегов ногайцев, кипчаков и татар, царь Иван Грозный велел строить защитную полосу, называемую засечной чертой. Для ее защиты переселяли население из татарских сел и деревень, в том числе с нашего села, на службу и их называли рейтарами. И наше село называлось Рейтары».
«Несколько татарских семей решили переселиться вглубь густых лесов - на юг и обосновались на том месте, где сейчас находится село Алтары. Село называли Алты ир, что в переводе означает «шесть мужчин - шесть глав семей». До наших дней дошли даже их имена: Абушахман бабай, Адикай бабай, Бигиш бабай, Кадеркай бабай, Бикбулат бабай, Шадыхан бабай. Исследуя и изучая в Мордовском архиве различные документы, мы не нашли ни одной фамилии или имени из этого перечня.
В списке населенных мест Пензенской губернии Саранского уезда Кривозерьевской волости наше село упоминается как деревня Рейтары, оно образовано от немецкого слова «рейтор», в переводе «всадник на коне». Так назывались наемные войска в 7 веке, которые несли охрану на Атемарской засечной черте. Населенный пункт основан Темниковскими татарами, служившими рейтарами на этой черте.
Один из документов, присланных из архива древних актов, вот как характеризует состояние нашей деревни: «В 1782-1792 гг в деревне Рейтарской Александра Васильевича сына Анненкова и некрешенных татар было 72 двора, в них проживало 244 мужчин и 208 женщин, под усадьбою - 42 десятины 1078 саженей, пашни - 1257 десятины 176 саженей, сенных покосов - 199 десятины 1200 саженей, леса - 288 десятины 1770 саженей, неудобных мест - 30 десятин 1190 саженей, всего 1814 десятины 613 саженей…». В кратком экономическом примечании записано: «Деревня располагалась на правых берегах оврага и отвершка безымянных и по обе стороны верховья показанного безымянного оврага, дачею ж реки Инсары на правой стороне. Земля - чернозем. Урожай хлеба - средствен, а травы – хорош. Лес - строевой, дубовой, березовой, осиновой и дровяной. Татары – на положенном казенном окладе».
Первый документ, который мы нашли, где наше село упоминается как Алтары, это рекрутский набор в армию за 1865 год. Следующий документ - это спорные вопросы между нашими жителями и Анненковым и Шуваловым за 1794 год. В рекрутском наборе за 1873 год село упоминается как деревня Алтары Алтарской волости. Больше документов с названием Алтары не встречали.
Из всего вышеизложенного, на основании архивных документов того времени, а также из записей Баляева Аббяса абый, можно предположить следующее. Все мы, татары, относимся к ногайским татарам-кипчакам, которые вели кочевой образ жизни. Главным занятием татар было скотоводство и земледелие. В поисках сочных кормов они перемещались с одного места на другое и располагались вблизи озер или рек. Перемещаясь с одного места на другое, они дошли до границ нынешней Мордовии. Поэтому, передвигаясь с одного места на другое, впервые алты ир расположились на правом берегу реки Инсар недалеко от села Анненково. Село получило название – Алтары. Жители села занимались земледелием, сеяли рожь, пшеницу и просо. Каждый раз, когда ходили продавать просо в соседнее село Анненково, кричали «Ал тары, ал тары» (что в переводе «бери просо»). Когда они в очередной раз пришли торговать, анненковцы сказали: «Вон опять идут алтары». Может быть, именно отсюда и произошло название села - Алтары. Второе название, наиболее распространенное в то время - Ләбәжә. Затем была построена засечная черта, для ее обслуживания переселялись татары из разных мест и сел. В том числе, жители нашего села. Те люди, которые служили на засечной черте, стали называться рейтарами, и наше село получило название Рейтары (Рейтарское). Каких-либо других документов о названии села мною не обнаружено. Работая долгое время в архивах, исследуя и изучая различные документы, я не встретил ни одного документа, точно подтверждающего происхождение названия нашего села. Возможно, в дальнейшем кому-то удастся найти такие документы, и это поставит точку в изучении происхождения названия села Алтары Ромодановского района.

Наиль Исхаков